Условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Черницина Ольга Андреевна

Условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста может, зависит от ряда условий:

1)    разработка и реализация регионального компонентов общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по патриотическому воспитанию личности дошкольника;

2)    взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию;

3)    предметно-развивающая среда ДОО способствующая патриотическим качествам;

4)    использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что именно дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических качеств.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, наличия с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в каком городе он живет, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.

Так же важность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ, которая ориентированная на разные возрастные группы она определяет пути развития системы патриотического и гражданского воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

В основном документе нормативно — правовой базы системы дошкольного образования ФГОС, отмечается, что в части формируемой участниками образовательного процесса можно включать различные направления выбранными участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно, с учетом специфики региональных особенностей.

Этот документ активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры – с другой стороны.

Так же в ФГОС ДОУ определяет принципы приобщения детей к социальным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональный компонент – комплексная характеристика Кемеровской области, в которой общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения, он призван обеспечить:

— сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию нравов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура. Это – то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

         Введение регионального компонента в образовательную программу ДОО может быть направлено на решение основных целей:

— овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

— воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

В рамках их реализации воспитатель строит образовательный процесс детей дошкольного возраста с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

— постепенный подход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно историческим фактам).

Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:

Методическая работа с коллективом   —  педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОО можно проводить консультации, семинары – практикумы, круглые столы, дискуссионные клубы, педсоветы по содержанию и реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

Первое направление: природно – климатические особенности родного края.

Второе направление: национально – культурные и исторические особенности края.

Приоритетными формами в реализации первых двух направлений являются беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы, оформление стендов, выставок, посещение музеев и др.

Третье направление: ценностно – смысловая взаимосвязь поколений. Здесь можно познакомить детей с защитниками отечества, знаменитыми людьми края, ветеранами и почетными гражданами.

Четвертое направление: символика России, Кемеровской области, города Киселевска.

Патриотическое воспитание с учетом регионального компонента, значительно расширяет знания детей о России, Кемеровской области, города Киселевска, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основывали и прославили.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

На первом этапе можно предложить родителям демонстрацию положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям можно дать практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом можно использовать различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и др.

В третьем этапе предполагается ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь может проявиться активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию патриотической личности ребенка.

Еще одним условием гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста является предметно – развивающая среда ДОО.

Предметно – развивающая среда является важным    фактором воспитания и развития ребенка.  Поэтому при организации предметно – развивающего пространства группы необходимо соблюдать СаНПиН. Пространство группы может быть организовано в виде «центров» и «уголков» оснащенных  развивающим  материалом  (книги,  игрушки,  материалы  для  творчества  и др).  Все предметы должны быть доступны детям. Оснащение центров должно меняется в  соответствии  с  тематическим  планированием  образовательного процесса. Мы остановимся подробней на «Патриотическом центре» в старших группах ДОО.

Благодаря предметно – развивающей среде в «Патриотическом центре» у детей может быть сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепление внутрисемейных связей, приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству, для того, чтобы дети гордились своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.

Личностно – ориентированная среда в группах должна стимулировать общение, любознательность, способствовать развитию у детей таких жизненно необходимых социальных качеств, как положительное, доброжелательное отношения к людям, детям, природе, чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей, гордость, достоинство, что способствует формированию патриотических чувств у старших дошкольников. В этом случае воспитанники должны стать более активными, общительными, ответственными и стараться максимально использовать свои возможности.

Для пополнения предметно – развивающей среды можно изготавливать различные альбомы («Моя семья», «Русские наряды» и т.д.), так же тематические папки, коллекционировать предметы народного быта и др. Можно подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о России, о родном крае, городе.

Так же важным условием является использование педагогических технологий.

Можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качества ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

— смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействия; изменение направленности педагогического «Вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

— основной доминантой является выявления личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

— содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъективного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности.

Существует три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

  • Социально-педагогическая ориентация – осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
  • Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: “Не навредить!”
  • Методологическая культура – система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно – ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяется интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).

Педагогическая технология целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщить к его ценностям, осознать свое «Я», научиться строить на гуманистической основе со взрослыми и детьми в реальных, первичных бытовых ситуациях повседневного общения

Так же важным условием является использование педагогических технологий. Мы рассмотрели такую педагогическую технологию, как: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

 

×
×