Автор: Васильева Мария Николаевна
Образовательный
проект: «Четыре уровня самостоятельности во внеурочной деятельности по
математике»
Аннотация: В статье
рассматривается проектная работа по систематизации развития самостоятельности и
активности обучающихся во внеурочной деятельности по математике, раскрывается структура и содержание разработанной
проектной работы по уровням самостоятельности. Представлены различные авторские
методы определения самостоятельности обучающихся. Определено, что в процессе
обучения формирование умственных и творческих умений, навыков является основным
видом деятельности школьников. Формирование самостоятельности является
целенаправленным и тщательно продуманным этапам деятельности, где применяется
совокупность методов, приемов и средств.
Ключевые
слова: активность, внеурочная
деятельность, математика, познавательная деятельность, самостоятельность,
технология, творчество, уровень
самостоятельности, успешность.
Целью любого педагога является воспитание в учениках таких характерных качеств,
которые определяют его личность. Одно из таких качеств упирается в выработку
самостоятельности, которая проявляется у детей с момента их взросления. Одна из
целей школьного образования заключается в возможности формировать у школьника
самостоятельность, позволяющая ставить перед собой конкретные и приоритетные
цели, а также принимать правильные решения или действия без помощи окружающих
[1, c. 34]. Самостоятельность подразумевает личный способ мышления, конкретный
подход к решению задачи или возникшей проблемы, стремление и желание усваивать
знания, умение осознанно действовать в учебной деятельности, преодолевать
препятствия, возникшие на пути к достижению своих целей. Цель данной работы:
развитие самостоятельности и активности учащихся во внеурочной деятельности по
математике.
Актуальность:
внеурочные занятия по математике в соответствие ФГОС призваны решить целый комплекс задач по
углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных
способностей школьников и максимальному
удовлетворению их интересов и потребностей.
Основные
задачи внеурочной деятельности.
Формы
работы:
1.
Традиционные
• экскурсии;
• кружки, секции;
• круглые столы, конференции, диспуты;
• олимпиады, исследования;
• соревнования;
• общественно полезные практики.
2.
Новые формы работы
1. Участие в дистанционных научно-практических
конференциях .
2. Дистанционные олимпиады международного и
всероссийского уровня «Кенгуру», «Эврика», «Старт», «Эрудит»
В
процессе внеурочной деятельности по
математике решаются следующие задачи;
—
вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
-углубляются
и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
—
развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая
интуиция и смекалка;
-выявляются
наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Для
непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеет
развитие самостоятельности и творческой
активности учащихся и воспитание навыков
самообучения по математике [2. 240c.].
Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связано с независимостью, инициативностью, активностью,
настойчивостью, самокритичностью, уверенностью в себе. Важной составной частью
самостоятельности как черты личности
школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его
готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную
познавательно-поисковую деятельность.
Самостоятельная
познавательная деятельность учеников может носить характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой
самостоятельно открывается нечто
новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и
индивидуальный опыт школьника. Бывают
случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных
учебных заданий и носит творческий характер, а ее результатом становится
продукт, имеющий общественную
ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой
теоремы, решение задач простым способом,
составление программ и т.п. Творческий (продуктивный) и воспроизводящий
(репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой.
Система
учебной работы по развитию самостоятельности
и творческой активности школьников.
По
характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на внеурочных занятиях
по математике можно выделить четыре уровня самостоятельности:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
Первый уровень – |
Второй уровень -вариативная самостоятельность. |
Третий уровень |
Четвертый уровень |
Учащийся имея |
Учащийся показывает |
Учащийся в Ученик на этом уровне
|
Учащийся проявляет творческую деятельность, что находит выражение в самостоятельной |
В
соответствии с выделенными уровнями
осуществляются четыре этапа
учебной работы. Каждый этап связан с
предыдущим и с последующим и должен
обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на
следующий:
1 этап |
Учитель знакомит: |
Ученик выполняет |
Выход учащегося на |
1. с элементарными 2.теоретическая часть предоставляется в виде лекции, рассказа; 3.просмотр презентации |
самостоятельное |
2 этап |
Учитель привлекает |
Ученик занимается |
Выход учащегося на |
1.учащихся к 3.пользуется методом |
1. сравнением, 2.открытие новых 3.чтение доступной 4.обсуждение 5.отбор наиболее |
3 этап |
Учитель организует |
Ученик |
основной уровень |
1.самостоятельное 4.творческое обсуждение докладов, сообщений 5.защита проектов, рефератов, творческих работ. |
1. учиться выдвигать 3.выступает на |
4 этап |
Учитель |
Ученик |
Основная форма работы |
1.индивидуальный 3. На этом этапе 4.организация |
1.Самостоятельная 2.требуется творческая деятельность; 3.самостоятельно в 4.продолжает работу |
Например,
в качестве рефератов, творческих работ
могут быть предложены классические задачи древности нахождения площади
многоугольника, о квадратуре круга, об удвоении куба; о трисекции угла. Примером
приложения изученной теории может служить
использования метода координат к решению геометрических задач по
геометрии 9 класса предлагаются темы рефератов (учебник Л.С. Атанасян 7-9 кл)
решение задач с помощью клетчатой тетради, нахождение площади формулой Пика.
Учитель
организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизирует знания учащихся; учит приемам обобщения и абстрагирования; приводит разбор
найденных учениками решений;
показывает, как надо работать над
задачей. Все ли случаи рассмотрены , нет
ли особых случаев, нельзя ли обобщить
найденный способ , чтобы можно
было применять его к целому классу задач , и т.п. учит выдвигать гипотезы,
искать пути предварительного обоснования
или опровержения их
индивидуальным путем; находить
дедуктивные доказательства; с помощью проблемных вопросов создает дискуссионную обстановку, направляет
ход дискуссии и подводит итоги.
На
4 этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися: оказание ненавязчивой помощи
некоторым ученикам в поисках путей решения задачи, в подготовке к математическим олимпиадам, к основным государственным
экзаменам, в подборе литературы для рефератов и их письменном оформлении, в
организации и осуществлении математического самообучения. Разбор
практико-ориентированных задач из контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена.
Внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении
успеха. Важно, чтобы достигаемые
учащимися результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного
заведения. Во внеурочной деятельности к каждому ученику создается «Ситуация
Успеха!», «Минута Славы!», проявляется творческая деятельность учащихся.
Библиографический список
1.
Данилов М.А. Воспитание у школьников
самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.:
Просвещение, 2013 – 82 с.
2.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная
школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.:
Педагогика, 2013 – 240 с.
3.
Теоретические основы развивающего
обучения, В.В. Давыдов, М., «Просвещение», 1996.
4.
Фарков А.В. «Математические кружки в
школе» А.В. Фарков-М., «Айрик-пресс», 2008;
5.
Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»,
пособие для учащихся, г. Москва, «Просвещение», 2005;