Проект «Fourmath -четыре вида самостоятельности и активности учащихся во внеурочной деятельности по математике»

Автор: Васильева Мария Николаевна

Образовательный
проект: «Четыре уровня самостоятельности во внеурочной деятельности  по 
математике»

     Аннотация: В статье
рассматривается проектная работа по систематизации развития самостоятельности и
активности обучающихся во внеурочной деятельности по математике, раскрывается структура и содержание разработанной
проектной работы по уровням самостоятельности. Представлены различные авторские
методы определения самостоятельности обучающихся. Определено, что в процессе
обучения формирование умственных и творческих умений, навыков является основным
видом деятельности школьников. Формирование самостоятельности является
целенаправленным и тщательно продуманным этапам деятельности, где применяется
совокупность методов, приемов и средств.

Ключевые
слова
: активность, внеурочная
деятельность, математика, познавательная деятельность, самостоятельность,
технология,  творчество, уровень
самостоятельности, успешность.

            
Целью любого педагога является воспитание в учениках таких характерных качеств,
которые определяют его личность. Одно из таких качеств упирается в выработку
самостоятельности, которая проявляется у детей с момента их взросления. Одна из
целей школьного образования заключается в возможности формировать у школьника
самостоятельность, позволяющая ставить перед собой конкретные и приоритетные
цели, а также принимать правильные решения или действия без помощи окружающих
[1, c. 34]. Самостоятельность подразумевает личный способ мышления, конкретный
подход к решению задачи или возникшей проблемы, стремление и желание усваивать
знания, умение осознанно действовать в учебной деятельности, преодолевать
препятствия, возникшие на пути к достижению своих целей. Цель данной работы:
развитие самостоятельности и активности учащихся во внеурочной деятельности по
математике.

 Актуальность:
внеурочные занятия по математике в соответствие ФГОС  призваны решить целый комплекс задач по
углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных
способностей школьников и максимальному 
удовлетворению их интересов и потребностей.

Основные
задачи внеурочной деятельности.

Формы
работы:

1.
Традиционные

•      экскурсии;

•      кружки, секции;

•      круглые столы, конференции, диспуты;

•      олимпиады, исследования;

•      соревнования;

•      общественно полезные практики.

2.
Новые формы работы

1.    Участие в дистанционных научно-практических
конференциях .

2.    Дистанционные олимпиады международного и
всероссийского уровня «Кенгуру», «Эврика», «Старт», «Эрудит»

В
процессе внеурочной деятельности  по
математике  решаются следующие задачи;


вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;

-углубляются
и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;


развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая
интуиция и смекалка;

-выявляются
наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Для
непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеет
развитие  самостоятельности и творческой
активности  учащихся и воспитание навыков
самообучения по математике [2. 240c.].
Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество  личности, она тесно связано с  независимостью, инициативностью, активностью,
настойчивостью, самокритичностью, уверенностью в себе. Важной составной частью
самостоятельности  как черты  личности 
школьника является  познавательная  самостоятельность, которая трактуется как его
готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную
познавательно-поисковую деятельность.

Самостоятельная
познавательная деятельность учеников может носить  характер простого воспроизведения, так  и преобразовательный,  творческий. При этом  в применении к учащимся под творческой  подразумевается  такая деятельность, в результате  которой 
самостоятельно открывается нечто 
новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и
индивидуальный  опыт школьника. Бывают
случаи, когда  деятельность учеников  выходит за рамки выполнения  обычных 
учебных  заданий  и носит творческий  характер, а ее результатом  становится 
продукт, имеющий  общественную
ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой
теоремы, решение задач  простым способом,
составление программ и т.п. Творческий (продуктивный) и воспроизводящий
(репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой.

Система
учебной работы по развитию самостоятельности 
и творческой активности школьников.

По
характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на внеурочных занятиях
по математике можно выделить четыре уровня самостоятельности:

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Первый уровень –
простейшая воспроизводящая самостоятельность.

Второй уровень -вариативная  самостоятельность.

Третий уровень
самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность

Четвертый уровень
самостоятельности – творческая самостоятельность

Учащийся имея
правило, образец , самостоятельно решает задачи, упражнения на его
применение.(Большинство из них в процессе изучения материала  выходят на более высокий уровень.

Учащийся показывает
умение  производить мыслительные
операции, такие как сравнение, анализ, перебирает имеющиеся  в его распоряжении средства для ее решения,
 сравнивает их и выбирает более
действенное. ( находит более практический, простой способ решения)

Учащийся в
поисках  нескольких способов решения
задачи и в выборе  наиболее
рационального, изящного способа , проявляется творческая деятельность..

Ученик на этом уровне
обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности –умеет
проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. В его деятельности
значительное место занимает  контроль
результатов и самоконтроль.

 

 

 

 

Учащийся  проявляет творческую деятельность, что   находит выражение в самостоятельной
постановке  ими проблемы или задачи, в
составлении плана  ее решения и
отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке, в проведении
собственных исследований, составление текстовых задач, исследование функций,
выполнение рефератов, презентаций.

 

В
соответствии с выделенными уровнями 
осуществляются  четыре этапа
учебной работы. Каждый этап связан  с
предыдущим  и с последующим  и должен 
обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на
следующий:

1 этап

Учитель знакомит:

Ученик выполняет

Выход учащегося на
первый уровень самостоятельности

1. с элементарными
формами познавательной деятельности;

 2.теоретическая часть  предоставляется  в виде лекции, рассказа;

3.просмотр  презентации

самостоятельное
решение конкурсных  задач из сборников,
содержащих подробные  решения или
указания  для контроля , причем с
обязательным условием  использования
при решении некоторых из них знаний, полученных на внеурочных занятиях.

2 этап

Учитель привлекает

Ученик занимается

Выход учащегося на
второй уровень самостоятельности

1.учащихся к
обсуждению различных способов решения познавательной  задачи 
и отбору  наиболее
рационального  из них ; 2.поощряет  самостоятельную деятельность  учеников в сравнении способов

3.пользуется методом
эвристической беседы.

1. сравнением,
анализом решенных задач;

2.открытие новых
знаний;

3.чтение доступной
научно-популярной литературы;

4.обсуждение
различных способов решения познавательной задачи;

5.отбор наиболее
рациональных способ решения .

3 этап

Учитель организует

Ученик

основной уровень
самостоятельности.

1.самостоятельное
изучение дополнительной учебной, научно-популярной  и научно математической литературы
2.обязательно подбор задач с подробным решением; 3.подготовка рефератов и
докладов по математике;

 4.творческое обсуждение докладов, сообщений
на семинарах, практических занятиях;

5.защита  проектов, рефератов, творческих работ.

1. учиться выдвигать
гипотезы, искать пути предварительного обоснования  или опровержения  их индивидуальным путем; 2.находит  дедуктивные доказательства; с помощью
проблемных вопросов  участвует в
дискуссии ;

3.выступает на
практических занятиях «Защита задач», «Защита проектов.»

4 этап

Учитель

Ученик

Основная форма работы
–индивидуальный подход .

1.индивидуальный
подход, дифференцируемая с учетом познавательных интересов  и потребностей профессиональной ориентации
каждого.

3. На этом этапе
проводятся  конкурсы  по решению задач,

4.организация
самостоятельной подготовки  победителей
школьной  математической олимпиады,

1.Самостоятельная
работа школьника на этом этапе работы 
носит поисково-исследовательский 
характер.

2.требуется  творческая деятельность; 3.самостоятельно в
течении сравнительно длительного срока решают задачи, сформулированные ими
самими или выбранные  из предложенных
учителем.

4.продолжает работу
по  самообучению.

Например,
в качестве рефератов, творческих работ 
могут быть предложены классические задачи древности нахождения площади
многоугольника, о квадратуре круга, об удвоении куба; о трисекции угла. Примером
приложения изученной теории может служить 
использования метода координат к решению геометрических задач по
геометрии 9 класса предлагаются темы рефератов (учебник Л.С. Атанасян 7-9 кл)
решение задач с помощью клетчатой тетради, нахождение площади формулой Пика.

Учитель
организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному  школьниками материалу; систематизирует  знания учащихся; учит приемам обобщения  и абстрагирования; приводит  разбор 
найденных  учениками решений;
показывает, как надо  работать над
задачей. Все ли случаи  рассмотрены , нет
ли особых случаев, нельзя ли обобщить 
найденный способ , чтобы  можно
было применять его к целому классу задач , и т.п. учит выдвигать гипотезы,
искать пути предварительного обоснования 
или опровержения  их
индивидуальным путем; находить 
дедуктивные доказательства; с помощью проблемных вопросов  создает дискуссионную обстановку, направляет
ход дискуссии и подводит итоги.

На
4 этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе  с учащимися: оказание ненавязчивой помощи
некоторым ученикам  в поисках  путей решения задачи, в подготовке  к математическим олимпиадам, к основным государственным
экзаменам, в подборе литературы для рефератов и их письменном оформлении, в
организации и осуществлении математического самообучения. Разбор
практико-ориентированных задач из контрольно измерительных материалов  основного государственного экзамена.

Внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении
успеха. Важно, чтобы  достигаемые
учащимися результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
окружающих, особенно для его одноклассников, членов  школьного коллектива, представителей  ближайшего социального окружения учебного
заведения. Во внеурочной деятельности к каждому ученику создается «Ситуация
Успеха!», «Минута Славы!», проявляется творческая деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.    
Данилов М.А. Воспитание у школьников
самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.:
Просвещение, 2013 – 82 с.

2.    
Пидкасистый П.И. Самостоятельная
школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.:
Педагогика, 2013 – 240 с.

3.    
Теоретические основы развивающего
обучения, В.В. Давыдов, М., «Просвещение», 1996.

4.    
Фарков А.В. «Математические кружки в
школе» А.В. Фарков-М., «Айрик-пресс», 2008;

5.    
Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»,
пособие для учащихся, г. Москва, «Просвещение», 2005;

 

×
×