Критериальное оценивание как способ формирования функциональной грамотности

Автор: Анна Андреевна Пятибратова

Методическая тема по самообразованию, по которой я работаю с 2020 года, и в соответствии которой прошел в моем классе открытый урок звучит так «Работа с текстом как основным способом читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младшего школьника». Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время формирование функциональной грамотности обучающихся, в спектр которой и входит читательская грамотность, является одной из основных задач современного образования.

     Так как теме читательской грамотности на прошедших МО было уделено достаточное количество выступлений, мне бы хотелось поделиться своим опытом и рассказать еще об не менее важной проблеме- проблеме критериального оценивания, используемого мной на различных видах деятельности: учебных занятиях, внеурочной и проектной деятельности.

    Данной проблеме были посвящены курсы несколько лет назад, которые проводили  на базе нашей школы коллеги Гимназии № 47 г.Екатеринбурга. Этой теме будут посвящены курсы, которые пройдут совсем скоро. Можно сделать вывод, что данное направление для нас не новое и у каждого есть свои наработки.

         СЛАЙД 1

Начать хочу со слов американского философа и психолога

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оцененным по достоинству».

   Трудно не согласиться с этими словами, т.к.даже мы, взрослые, желаем, чтобы  наша деятельность, наш труд  оценивалась по достоинству. А ребенок? Он тоже ждет от нас оценки своих поступков, своих достижений, как в различных жизненных ситуациях, так и в учебной деятельности.

 

СЛАЙД 2.

   Так что же такое критериальное оценивание и какова его цель?

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающегося с четко определенным, коллективно выработанным, заранее известным всем участникам образовательного процесса критериям, соответствующим целям и содержанию образования способствующими формированию учебно – познавательной компетентности обучающихся.

ЦЕЛЬ: улучшить качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.

СЛАЙД 3

  Критерии оценивания состоят из трех составляющих: планируемого результата- вида работы и критерия.

СЛАЙД 4

Пир оценивании результатов обучения мы ставим перед собой вопрос: ЧТО ОЦЕНИВАТ? КАК ОЦНИВАТЬ? КТО ОЦЕНИВАЕТ?

СЛАЙД 5

Новый ФГОС ставит перед нами задачи и направлен к переходу к новой системе оценивания. ЧТО НАДО ИЗМЕНИТЬ, чтобы прийти к этой системе? На данном слайде очень хорошо просматриваются переходы ОТ  чего мы должны уходить при оценивании учебной деятельности и К чему должны стремиться.

СЛАЙД 6

Но опять перед нами возникает проблема, КАК использовать критериальное оценивание в начальной школе? Ведь ребенок только пришел в 1 класс, он только учится писать и читать! Но ребенок уже умеет, должен уметь оценить свой поступок, свое выполненное поручение, дать оценку другому. Значит нам предстоит развивать эти умения, но уже приближенно к учебной деятельности.

СЛАЙД 7

ЧТО необходимо обучающимся для критериального оценивания

СЛАЙД 8

Существует алгоритм критериального оценивания, который складывается из 4 этапов на пути к успеху:

 

СЛАЙД 9

Думаю, достаточно краткой теоретической информации, расскажу как я использую критериальное оценивание на учебных занятиях, во внеурочной и проектной деятельности. Кто работает в этой системе, знает, что разработка  критериев оценивания – это процесс , требующий определенного времени. Не всегда можно найти готовый критерий, тот, который на все 100 подходит к нашему планируемому учебному занятию. Конечно можно найти в интернете готовые критерии, и критерии оценивания урока или этапов урока одного занятия, совершенно могут не подходить при использовании на другом уроке.  Здесь ВАЖНО ПОМНИТЬ, что критерии оценивания обязательно должны соответствовать возрастным особенностям обучающегося.

 СЕГОДНЯ Я НЕ СТАВЛЮ цели показать все или большинство примеров оценочных листов, да это и невозможно, так как их огромное количество и они разнообразные. Покажу только некоторые из них, которые использую на своих уроках.

СЕЙЧАС мы видим популярные и часто используемые критерии оценивания учебных результатов обучающихся 1 класса, такие как : «Лесенка», «Светофор», «Смайлик».

СЛАЙД 10

Следующий вид оценивания достижений использовала на «Обучении грамоте», который называется «Домики».Ребенок оценивает умение правильно и красиво прописывать элементы букв  сам или указывает, что ему помогал учитель.

СЛАЙД 11

Во 2-3 классах, когда ребенок уже умеет писать и читать, предлагаю следующие листы самооценки: «Моя успешность на уроке» или на этапе рефлексии» Термометр моего настроения».В этом возрасте мы учим ребят ставить цель урока, прогнозировать результат, вид деятельности на этапах учебного занятия. И, как мы знаем, цель, которую ребенок формулирует в начале урока, обязательно должна быть достигнута и проанализированы полученные результаты.

 

 

СЛАЙД 12

Следующий «Лист самооценки» рассчитан на выполнение 5 заданий с уже прописанными критериями оценивания и баллами. Перевод баллов в отмету прописываю на доске, для того, чтобы обучающиеся мог оценить свой результат. Возраст 3-4  класс.

СЛАЙД 13.

Следующий «Лист оценивания» также с прописанными критериями и переводом баллов в отметку.

СЛАЙД 14.

Подробно расписан критерий оценивания устного ответа или подробного пересказа текста, который можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, устного сообщения.

СЛАЙД 15

Далее подробно расписан критерий оценивания работы с контурной картой, прописаны баллы за вид работы. Перевод баллов в отметку обсуждается  и фиксируется на доске.

СЛАЙД 16

Часто на учебных занятиях мы применяем групповую форму работы и конечно, предлагаем оценить не только свою работу, но и товарища в команде или работу всей группы. Можно предложить ребятам 1 класса.

 

СЛАЙД 17

Проект прочно вошел в нашу школьную жизнь, и мы уже не мыслим учебный процесс или внеурочную деятельность без него: учебный проект, творческий, социальный, исследовательский и другие. Зачастую работа над проектом подразумевает групповую форму  деятельности, где уже необходимо уметь оценивать не только свою деятельность и участие, но и деятельность участников или всей команды. Данный лист оценивания подразумевает самооценку, оценку участника команды и оценку учителя для наиболее эффективного оценивания вида деятельности, прописаны критерии.

СЛАЙД 18

Так уж получилось, что по первому образованию я учитель обслуживающего труда ( технологии как сейчас называется) и черчения в 4- 8 классах. И до того, как в 45 лет  переучилась и стала учителем нач.классов, трудовикам, во все времена ставилась задача по благоустройству пришкольного участка. И мы о своими ребятами, уже тогда- 1 лет назад приняли участие в защите проекта «Школьный двор», направление «Ландшафтный дизайн» .На уровне муниципалитета заняли 2 место. И тогда, при защите проекта, я столкнулась с проблемой оценивания работы группы. И появился вот этот ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ, как он тогда назывался. И если внимательно посмотреть, то критерии оценивания- это  не что то новое, оно было, но имело какое то другое название.

СЛАЙД  19

ЕЩЕ один лист, где уже видим название «Лист самооценки», как один из пунктов обозначенных в положении конкурса, в котором мы тоже участвовали с девочками и назывался он «Ситцевая Русь».Представляли театр моды, костюмы из ситца, которые девчонки сами шили на уроках .В данном листе  обучающиеся оценивали свою деятельность в группе и результат.

СЛАЙД 20. Вот еще один пример листа самооценки с критериями, самооценкой и баллами. Перевод баллов утверждает и прописывает учитель на доске.

СЛАЙД 21

На этапе рефлексии можно предложить обучающимся анкету, где необходимо не только оценить свою деятельность на оценочных шкалах, но и желание еще раз работать в данной группе, что немаловажно. Ведь от того, как комфортно чувствует себя ребенок в команде, напрямую зависит его эмоциональное состояние, а значит и результат. Данное пожелание нам, как педагогу, обязательно нужно учитывать.

Повторюсь еще раз, что сегодня я не ставила цель открыть или показать, что -то новое. Многие из вас уже давно и успешно используют критериальное оценивание на своих уроках.  Но мы всегда должны понимать, идя на урок,

ЧТО БУДУ оценивать? КАК буду оценивать и КТО будет оценивать?

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×