ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ТЕАТР МОДЫ СИЯНИЕ»

Автор: Султанова Светлана Михайловна

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  

 По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое,  так и медицинское определение. Взгляд на здоровье можно представить  в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического,  психического и нравственного компонентов [7].

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей [4].

Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является профессор Н.К.Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Автор пишет, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и педагогов; здоровьесберегательную технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии:

·                     организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

·                     психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

·                     учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

·                     социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

·                     лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [1].

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

·                     медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами)

·                     физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка)

·                     образовательные (воспитание культуры здоровья воспитанников, личностно-ориентированного воспитания и обучения)

·                     обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми)

·                     здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни)

·                     сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация)

·                     обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия).

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментов и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (система субъек-субъектных отношений между педагогом и воспитанником).

Организация учебно-воспитательного процесса:

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки; вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу воспитанников; включаются учащиеся в групповую и парную работу; используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки (упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения, дыхательная гимнастика); использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы, личного творчества.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности воспитанников на занятиях, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа..

6. Формируя у воспитанников  знания о здоровье, включать в содержание занятия вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа [8].

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только — в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

На основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр моды сияние» мною наработан богатый позитивный опыт по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Материально-техническая база отвечает всем требованиям и позволяет осуществлять большую работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Каждый педагог осознает, насколько важным является воспитание молодого поколения здоровым физически и духовно.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в объединении дополнительного образования художественной направленности «Театр моды сияние»:

1. Медико-профилактические — соблюдение СанПиН 2.4.4.1251 – 03.  Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

Инструкция по охране труда при работе с тканью. Инструкция по охране труда при проведении занятий с воспитанниками в кабинете продуктивной деятельности.

2.Физкультурно-оздоровительные элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на каждом занятии с целью снять напряжение, активизировать внимание детей. Наибольшая их эффективность достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны и проводятся с использованием музыки. Гимнастика и упражнения, используемые непосредственно в учебном процессе, представляют большой интерес для педагогов декоративно – прикладного направления [4].

Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма.
Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может меняться по нашему желанию (то есть произвольно) — глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением. Существенную помощь в увеличении дыхательных объемов легких могут оказать специальные физические упражнения для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки. Эти упражнения просты, общеизвестны, но важно о них не забывать. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки. Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Дыхательные упражнения

«Свеча”

Исходное положение – сидя за партой.

— Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.

— А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха [6].

Для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка очень важным аспектом считается создание благоприятного психологического климата, комфорта на занятиях декоративно-прикладного искусства  «Театр моды сияние». С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании занятия воспитанники покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Таким образом, использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В результате анализа психологической и методической литературы, описывающей здоровьесберегающие технологии, а также многолетнего опыта работы выявлено, что внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное — сохраняет здоровье обучающихся.    Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

   И хотя   здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.



Список использованных источников

 

1.           Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994.

2.           Болонов Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников: игровые упражнения, физкультминутки, подвижные игры, полезные советы. Кн.2.-М.: Шк. Пресса, 2004.

3.           Интернет-ресурсы.

4.           Исаева С.А. Переменки и дидактические паузы в школе.

5.           Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

6.           Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997.

7.           Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.

8.           Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: ООО «Изд-во» «Детство-Пресс, 2011. – 80с.

9.           Шмаков С.А, Безбородова H.H. От игры к самовоспитанию. -М.: Изд-во1.

 

×
×