Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Малютина Ольга Викторовна

Посконина М.В. (старший воспитатель)

Малютина О.В. (воспитатель)

 

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Одной из таких методик является ТРИЗ-педагогика, основанная на Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая была создана в 40-е годы XX века Генрихом Сауловичем Альтшулером. Ведь именно в ней главным образом, рассматривается человек как личность творческая и творящая.  

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой развитие речи и творческого воображения; поисковой активности, стремления к новизне.

В нашем дошкольном отделении воспитатели активно используют в работе методы и приемы технологии ТРИЗ. Так как нам хочется видеть своих воспитанников любознательными, самостоятельными, творчески мыслящими личностями.

Мы знаем, что детский возраст — период бурной деятельности воображения и важный период для его развития. Именно эта технология позволяет развивать детей под девизом: «Творчество во всем!»

В частности, на занятии рисования где мы знакомим детей с понятием теплые и холодные тона, можно применить технологию «Системный оператор». Где в игровой форме используя таблицы и схемы, придуманные самими ребятами, развивается представление о тонах цвета, формируется образ «объекта» с различных сторон. А на музыкальном занятии можно попробовать соотнести цвет с музыкой, опираясь на средства музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм) и при этом используя технологию «Мозгового штурма», где дети самостоятельно выделяют проблему и находят необычные способы решения соотнесения музыки и тона цвета. Дети очень часто переносят полученные знания на свои аппликации, рисунки, поделки.

На занятиях по физической культуре, как вариант, использовать методы типового фантазирования, возьмем, «увеличение-уменьшение» при обрабатывании широкого шага. Предположить, что, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, а затем показать это с помощью движений и эмоций. Например, увеличим только ноги спортсменам (зверям) и зашагаем, побежим широким шагом, дети как правило стараются выполнить такие упражнения лучше. При формировании представлений о геометрических фигурах наши педагоги часто прибегают к такому методу как «Данетка» который учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

Научить детей мыслить системно, понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы возможно не только на конкретных занятиях, но и во время самостоятельной деятельности детей.  Мы используем такие игры как: «Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) — ко мне беги»; «Найди друзей»- представьте если на земле исчезли все пуговицы (книги, карандаши, лимоны) чем можно заменить; «Кем был раньше»- называем прошлое предмета (рубашка- ткань); «На что похоже»- по назначению (по функции), по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты.

Используя методы технологии ТРИЗ ребята привыкают думать объемно, анализируя все составляющие интересуемого их объекта. У них формируется самостоятельное активное творческое мышление, и конечно возрастает познавательная активность, расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, фантазированию.

Мы отмечаем, что старшие дошкольники, обучающиеся по традиционным программам, имеют психологические барьеры. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Таким образом, теория решения изобретательских задач, на наш взгляд и с точки зрения многих специалистов нашего дошкольного отделения – одна из эффективных технологий развития творческого воображения у дошкольник

×
×