Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности учащихся

Автор: Ковылова Надежда Сергеевна

Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности учащихся.

 

Сегодня активно обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Обучение становится практико-ориентированным, что помогает сделать его более значимым для обучающихся, которые видят для чего нужны знания. Такой ученик легко найдет свое место в обществе.

Меняются и методы обучения. Особое место уделяется творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Фундамент подобной деятельности я начинаю закладывать уже в начальной школе. Учащиеся младших классов учатся быть активными, анализировать, оценивать собственную деятельность, делать выводы. Немаловажную роль играет проектная деятельность, которая дает возможность в дальнейшем ученикам средней и старшей школы заниматься более серьезными исследованиями.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. Этот метод привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонниками метода проектов в советской России были В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев.

После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской . Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Проблемы, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, были взяты из реальной жизни, являлись значимыми для ученика.

В современной школе метод проектов широко и успешно используется. Метод претерпел некоторые изменения, но задача осталась прежней -стимулирование интереса обучающихся к самостоятельной деятельности, направленной на решение практических задач.

Цель работы заключается в разработке практики организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на развитие их мышления, выработку практических навыков, а также опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Определить основные направления и методику организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  2. Определить возможности использования созданных проектов в образовательном процессе и осуществить внедрение некоторых из них.

  3. Исследовать эффективность организации проектной деятельности учащихся, выявить ее развивающее влияние на личность учащегося.

Работая по УМК «Перспектива» (автор Л.Ф.Климанова), я предлагаю своим ученикам уже с первых дней темы для собственных мини-проектов. Сначала мы берем темы близкие и понятные первоклассникам. Затем идем по пути усложнения.

Например, в 3 классе мы работали над проектом «Влияние почвы на рост растений». В ходе работы шло изучение влияния почвы на всхожесть и биомассу растений. Образец почвы №1 был подвергнут влиянию антропогенных факторов, образец №2 — почва из лесных массивов. Выяснилось, что биомасса кресс-салата, посеянного в почву (образец №1) значительно меньше, чем биомасса кресс-салата, посеянного в плодородную лесную почву. Частота всходов также имела отличия. Негативное влияние человека на почву было явно видно. Работа имела экологическую направленность.

Наиболее интересным оказался проект по русскому языку в 4 классе. Он назывался «Слова-пришельцы» и был связан с изучением иноязычной лексики. Сначала участники проекта изучили, какой пласт иноязычной лексики содержится в детской литературе и мультфильмах, затем провели исследование: насколько одноклассники знают значения иноязычных слов. Выяснили, что значение многих слов вызывает затруднения, а часть слов просто незнакома.

Итогом работы стал выпуск словарика иностранных слов для обучающихся начальной школы «Умный совенок».

В прошлом учебном году обучающиеся в рамках уроков окружающего мира работали над проектом «Город просит о помощи» (обращение к жителям с просьбой о соблюдении чистоты). Девочки от лица города рассказывали о том, в какой помощи нуждается Саратов. Они с фотоаппаратом гуляли по городу, делали снимки того, что наш город совсем не украшает – кучи мусора, голодных бездомных животных, разбитые дороги и искалеченные зеленые насаждения. Проект завершился уборкой мусора в своем дворе и приведением детской площадки в надлежащий вид.

При организации проектной работы я учитываю возрастные психолого-физиологические особенности ребят моего класса. Темы выбираю из содержания учебных предметов или близкие к ним. Стараюсь, чтобы проблема проекта была в области познавательных интересов ребят и находилась в зоне их ближайшего развития. Длительность проектов ограничиваю 1-2 неделями или 1-2 уроками. Более длительные сроки выполнения проекта снижают заинтересованность ребят.

Выводы: Проекты в начальной школе являются первой ступенькой для дальнейшей более серьезной исследовательской работы в будущем, ведь они связывают теорию и практику, учат проблемно мыслить и помогают реализовать свои способности и интересы. Это повышает мотивацию ребят к учебной деятельности.

Мы планируем опубликовывать результаты проектной и исследовательской работы в детских научных журналах. Это будет еще больше побуждать ребят к исследованиям, творческим работам и поможет сделать шаг к более серьезным открытиям в будущем.

Список литературы

1.Новикова Т.А Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000, с.151-157

2.Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, №4, 2000, с.52-55

3.Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.//Портал для детей, родителей и педагогов. Дети-66.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×