Автор: Черкашина Ольга Николаевна
Муниципальное образовательное учреждение
Рудинская школа
Роль внеклассной деятельности
в экологическом воспитании школьников
Автор:
Черкашина О.Н.
учитель биологии
Рудино 2023
«Не причини вреда ничему живому –
ни делом, ни словом, ни мыслью»
Большинство из нас согласится с тем, что защита окружающей среды – дело первостепенной важности как для поколений, живущих ныне, так и для будущих. Все последние опросы общественного мнения говорят о том, что озабоченность состоянием окружающей среды сегодня глубоко проникла в сознание народа.
Современная Россия ставит уникальный эксперимент. Ни на одном этапе развития нашей страны не скапливалось столько отходов и не выбрасывалось в воздух и воду такое количество загрязняющих и отравляющих веществ. В этих условиях население, к сожалению, не осознает приближения экологической катастрофы. Оно часто безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность, полагаем, возникла вследствие предельно низкого уровня экологической культуры и экологического воспитания и образования населения России. Понимание необходимости повышения уровня экологического образования и воспитания поставило перед школьным образованием задачу его экологического реформирования.
Совершенно очевидно, что безответственная деятельность человека, сравнимая сегодня с мощными тектоническими процессами, привела к критическому состоянию, как природную среду, так и саму цивилизацию. Ясно, что кризис хотя и называется экологическим, но это кризис общества, кризис современной культуры, ориентированной всецело на удовлетворение непосредственно социальных потребностей без всякого учета биосферных потребностей, которые, в конечном счете, также являются социальными, но опосредованы отношением к природе. Вот почему сегодня, как никогда раньше, остро проявилась проблема экологического воспитания и образования, формирования ответственного отношения человека к окружающему его миру. Эта проблема актуальна для Костромской области.
Сегодняшняя все усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует фундаментального переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Вопрос поставлен таким образом, что экологическое воспитание, в основе которого – формирование экологической ответственности, должно быть этической нормой, пронизывающей все области знаний и деятельности человека. Речь идет о создании «экологической педагогики», и даже о «тотальном» экологическом просвещении. Поэтому теоретическая и методическая разработка проблемы экологического воспитания приобретает сегодня исключительную практическую значимость. Если мы не приблизим новое, родившееся поколение к природе, не научим детей добрыми глазами смотреть на лесных птиц и понимать прелесть журчания чистого родника, то мы можем потерять и это поколение – оно останется черствым и техноцизированным.
К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.
Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех живущих на планете людей, так как каждый из нас зависит от своего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.
Человеку всегда что-то нужно от природы. Только вот защитить её он не всегда стремится. Каждый день человек пользуется природными ресурсами, истощает их, и, увы, не думает о последствиях своей деятельности. Сколько бы лет ни говорили о гибели природы, человек-разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности только тогда, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или уже невозможно. Мы должны говорить не о воспитании детей лозунгами типа “не рви”, “не руби”, “не губи” и т.д., а о воспитании экологии человеческой души. Растить душу ребёнка внимательно, осторожно и с любовью – это огромный труд. Поэтому проводимую работу считаю актуальной.
Мы, педагоги, должны быть заинтересованы в том, чтобы красота окружающего мира осталась не завядшим букетом в вазе, а распустившимся цветком доброты в душе ребёнка.
Цель воспитания ребенка – всестороннее развитие его личности. Но, прежде всего ребенок должен быть здоров. А о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф. Поэтому все проблемы меркнут – остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это не случится, если мы не научим экологически грамотно мыслить детей. Вот цели и задачи, которые мы ставим перед собой: научить детей воспринимать окружающий мир, облагородить чувства детей, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней.
Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.
Экологическое образование сегодня – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое нравственное, гуманистическое и прагматическое значение.
Экологическая культура, являясь важнейшей частью общей культуры человека, проявляется в его духовной жизни, поступках, быту. Экологическая культура – это особое свойство личности исходить в своих действиях из признания абсолютной ценности жизни, всего живого. Такое отношение к природе возникает как результат усвоенных экологических знаний и умений рационального природопользования, как проявление экологического сознания. Экологическое образование и экологическое воспитание понятия разные. Получать экологическое образование ещё не означает, что человек воспитан, так как знание и сознание (осознание, совесть) есть суть неравнозначная. Можно знать и понимать, но сознание и совесть могут быть на уровне “ниже” образования. Отсюда прослеживается низкая культура общества, развивающаяся и укореняющаяся культура подрастающего поколения. Остаются вопросы: Почему после массовых городских праздников остается большое количество мусора на площадях?; почему некоторые жители города, зная график вывоза мусора, стремятся его выбросить в неположенном месте?; Почему многие учащиеся, изучая экологию в школе бросают фантики, упаковки на улице, ломают ветви деревьев? и т. д.
Вопрос формирования экологической культуры остается не решённым и открытым. Поэтому необходимы новые и более эффективные методы и рациональные способы решения поставленной проблемы. То есть должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни. Коренным образом необходимо менять мышление ученика на видение окружающей среды.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы. Для экологического воспитания надо:
— доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
-помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;
— помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Однако наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров. Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Профилактикой нарушений является разъяснительная воспитательная работа, которую мы назвали ликвидация экологической безграмотности.
Цель экологического образования и воспитания состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Задачи экологического образования и воспитания, стоящие перед учителями – экологами следующие:
· Понимание современных проблем окружающей среды;
· Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
· Умение анализировать собственное поведение в природе;
· Формирование личной ответственности за состоянием окружающей среды.
Основными принципами экологического образования и воспитания реализуемыми в ходе педагогической деятельности являются:
Принцип непрерывности – включает охват учащихся всех возрастных периодов, начиная с начальной школы, а также среднюю и старшую школы с учетом возможности выбора сферы дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с экологией.
Принцип систематичности и последовательности, под которым мы понимаем усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого материала и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Принцип систематичности и последовательности обусловливается логикой науки, закономерностями психического и физического развития учащихся и реализуется при составлении образовательных программ и учебников, при руководстве учителей познавательной деятельностью учащихся, в его требованиях к ним.
Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых экологических знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Необходимо также приучать школьников к регулярной работе с литературой, к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний, формировать ответственность за свои действия в природе.
Последовательность и систематичность в экологическом воспитании и образовании позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего, это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
Процесс экологического воспитания и образования должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти от незнания к знанию, от неумения к умению. Об этом образно писал Я. А Коменский: «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно… Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А, заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим. Именно так, а не иначе…».
Последовательность и систематичность в обучении обеспечивают доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
Принцип преемственности – реализуется путем постепенного углубления и расширения экологических знаний и умений учащихся. На этапе начальной школы большое внимание уделяется воспитательному аспекту экологической подготовки, формированию бережного отношения к природной среде.
В средней школе акцент делается на развитие основных мировоззренческих позиций по отношению к окружающей природной среде. Формирование культуры здорового образа жизни, а также приобретение опыта реальной экологической деятельности в окружающей среде микрорайона школы, города.
В старших классах усиливается внимание педагогов к формированию экологической культуры, которая проявляется в экологической ответственности как важного качества личности школьника.
Принцип научности – реализуется через урочную деятельность, в сочетании с внеурочной и внеклассной. Школьники учатся анализу важных экологических проблем на основе компетентностного подхода, при выполнении экологических проектов, в период экологических практик, экскурсий, экспедиций и т. п.
Принцип междисциплинарности – ориентирует педагогов на комплексный подход к рассмотрению экологических проблем, при отборе содержания для создания инновационных экспериментальных модулей, а также при выполнении исследовательских экологических проектов.
Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.
Любой учитель знает, что изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию. Поэтому мне бы хотелось поделиться своим опытом внеклассной деятельности по экологии.
Главная проблема, с которой сталкивается учитель, это то, как заинтересовать школьников предметом изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Как построить работу по экологии в школе, чтобы она давала ученику массу ярких впечатлений, вызывала радостные эмоции, заставляла исследовать ещё не познанное и незнакомое?
Существуют три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов.
Групповая и массовая внеклассная работа успешно протекает в кружке, в научном обществе, успех которой зависит от сочетания деятельности учащихся в стенах школы с изучением природной среды населенного пункта и его окрестностей.
В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приемами общения с товарищами.
Конференции целесообразнее всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона и населенного пункта. Главная задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе реферирования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента, личных наблюдений в природе.
Это выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств, участие в благоустройстве и озеленении пришкольного участка, участие в экологических конференциях, праздниках, конкурсах, организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Традиционными у нас стали общешкольные мероприятия, посвященные Всемирному Дню Земли, экологические конференции, праздники Урожая, Дни птиц и другие.
Необходимо строить свою работу через игру, экскурсии и путешествия, опытническую и кружковую работу с учениками, проведение праздников и конференций.
Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведется по следующим направлениям: климат и человек; полевая экология; лесной мониторинг; окружающая среда и человек; комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем.
Организуя занятие экологического кружка, придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Научности, новизны и доступности преподаваемого материала.
2. Поиска и активизации мыслительной деятельности учеников.
3. Развития игровой и творческой активности школьников.
Для реализации вышеназванных цели и задач использую следующие методы и методические приемы:
· стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки-конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);
· развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа);
· развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания);
· вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
“Экология” становится сейчас важным понятием, которое не должно сводиться к отдельно преподаваемому предмету, а должно проходить красной нитью через всю учебно-воспитательную работу в школе. Поэтому необходимо принимать такую программу экологического воспитания в школе, которая должна стать для учителя “помощником” как на уроках, так и во внеклассной работе. Теоретическое изучение основ экологии и природоохранного дела не может, по моему глубокому убеждению, заменить практического приобщения учащихся к природе и ее охране.
Организовать кружковое занятие по экологии в пятых, шестых классах одновременно и сложно, и интересно. Действительно, сложно за 40 минут устойчивого внимания ученика дать максимум полезной информации, причем чтобы не утомить и в тоже время привить интерес к исследуемому предмету. Зато безумно интересно наблюдать за ними, когда, решая проблемную ситуацию, они представляют себя на месте животных или растений и находят мудрые объяснения тем или иным экологическим понятиям. Беседа на каждом этапе обязательно содержит вопросы, типа: “Как вы думаете? Почему? В чём причина? А если бы на месте “…”, был ты?” И, конечно, нам не обойтись без игры. Это могут быть и игра-рисование, и игра—перевоплощение, и игра-сочинение, и игра-движение ….
Учащиеся не только занимаются в кружке и выполняют исследовательские работы, также проводят различные акции: “Чистый двор” “Защитим лес от пожара”, “День Земли” “Мы за ЗОЖ” “Защитим птиц”; «День Воды». Проводятся циклы бесед: “Планета Земля в опасности”, “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Красная Книга” и др. Выпускаются санбюллетени о здоровом образе жизни, проводятся конкурсы экологических плакатов. Младшие ребята рисуют окружающее, пишут сказки, стихи о природе. Работает группа ребят, которые проводят рейды по экологическому состоянию поселка. Стало традицией в зимнее время развешивать кормушки и подкармливать зимующих птиц. Перед этим объявляется конкурс на лучшие кормушки. А ребята, выполняющие экологические и научные работы проводят лекции, беседы, ведут просветительскую работу в школе, выступают на родительских собраниях.
Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретают уверенность в себе и, как правило, эти ребята начинают показывать лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствование таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие его процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезает комплекс, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности, а главное они становятся защитниками природы.
На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказываю: об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых); с появлением в лесу ягод и грибов проводим разъяснения ребятам по правилам сбора этих даров природы; привлекаем детей к охране муравейников, объясняя, что муравьиные постройки стоят на одном месте 100 лет и более. (Средняя по величине муравьиная семья уничтожает до 5 млн. вредных насекомых).
Регулярно проводим уборку пришкольной территории, выкапываем ямы для мусора. Помня о том, что брошенная бумага разлагается до 2 лет, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет – сотни лет, т.к. нет на Земле бактерий, которые могут это разрушить!
Проводится работа по изучению экологической тропы (близлежащая территория вокруг школы). Например, задание: обратить внимание и отметить на карте наиболее часто встречающиеся травы, кустарники, цветы; есть ли муравейники; какие птицы встречаются. Схематично оформить весь путь. Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности.
На занятиях в экологическом кружке изучаем проблемы воды и воздуха, “Что у нас под ногами?” (глина, песок, камни и почва), “Кто в доме – природы живет?” (растения, животные, лес), “Если ты человек, веди себя по-человечески”. Тема “Человек и природа” рассматриваются с разных точек зрения, изучаются в определенной последовательности и связаны друг с другом, большое внимание уделяется природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире. Поэтому, говоря о воздухе, мы изучаем летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространение семян ветром и многое другое. Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: “Это нам необходимо как воздух”. И действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты. Проводили беседы: “Какую роль играет регулярная уборка помещения?”, “Что умеет делать воздух?”, “Почему нужно беречь воду?”, “Волшебная вода – какая она?”, анкетирование: “Курение и воздух”, “Вода вокруг нас”. Стараюсь для этого задействовать все органы чувств детей. Предоставляю возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать (если безопасно!) объект исследования.
Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой. Известный педагог Ян Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д. Необходимо у школьников формировать чувственное восприятие природной среды. Именно на конкретных примерах своего региона и особенно села необходимо показывать негативное и позитивное антропогенное воздействие на окружающую природную среду и воздействие последствий на человека.
Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов и др.). Ребята ежегодно принимают активное участие в акции “День защиты Земли от экологической опасности”, в ходе которой стало традиционным уборки территорий пришкольного участка и города, делают скворечники, разрабатывают проекты по улучшению экологической ситуации в городе. Кроме того, в 9-м классе происходит профессиональная ориентация учащихся. И некоторые учащиеся действительно заинтересованы получить профессию, связанную с охраной окружающей среды и работать в этой области.
Темы проектов подсказывает сама жизнь. Сегодня практически каждый человек ежедневно сталкивается с ядовитыми и отравляющими веществами, не осознавая порой той опасности, которую они представляют для его жизни. С промышленными и бытовыми отходами человечество борется уже не один десяток лет. Не секрет также, что ядовитые испарения в той или иной мере исходят от мебельного лака, бензинового выхлопа автомобиля, баллончика с аэрозолем и так далее. И в быту, и на улице, и на работе человек рискует получить серьезное отравление. Прежде всего, это касается тех, кто проживает в крупных мегаполисах, то есть городах, имеющих крупную промышленность, где могут происходить, например, аварийные выбросы отравляющих веществ, аварии на железнодорожных путях, загрязнение почвы, воздуха и воды ядовитыми отходами. Поэтому не секрет, что человечество находится на пороге экологической катастрофы. Дальнейшая его судьба во многом зависит от мировоззрения подрастающего поколения, от отношения молодых людей к окружающему миру – среде своего обитания. Поэтому введение непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения формирует и закрепляет у учащихся знания о реальных факторах экологической опасности, практические навыки по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданное поведение.
Результатом работы является защита участниками школы проектов на научно-практической конференции перед авторитетным жюри.
Исследовательские работы в области экологии, биоразнообразия, здорового образа жизни очень интересны ребятам. У нас большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении. Поэтому, думаем, впереди нас ждут новые победы.
Таким образом, вопрос формирования экологической культуры остается открытым. Поэтому необходимы новые и более эффективные методы и рациональные способы решения поставленной проблемы. То есть должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни. Коренным образом необходимо менять мышление ученика на видение окружающей среды. Поэтому уверена, что в экологическом образовании школьников большая роль принадлежит внеклассной деятельности.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.
Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задачей.
Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность.
Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания придавали лучшие педагоги, К.Д.Ушинский писал: “Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая ”.
Таким образом, ведя кропотливую работу по экологическому воспитанию и образованию школьников, мы делаем попытку повысить уровень экологической культуры и экологической ответственности подрастающего поколения и тем самым повлиять на состояние окружающей нас природы в лучшую сторону.
Мы, педагоги, должны быть заинтересованы в том, чтобы красота окружающего мира осталась не завядшим букетом в вазе, а распустившимся цветком доброты в душе ребенка.
Список литературы
1. Захлебный А.Н., Реброва Л.В. Экологическое образование: проблемы и решения. – М., Экология и образование, 1992.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М., 5 за знания, 2007.
4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., ЦГЛ, 2003.
5. Овчинников Н.Н., Шиханова Н.М. Зеленый щит нашей планеты. – М., Просвещение,1979.
6. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла. – Кемерово, 2003.
7. Пономарева И.Н. Экология. – М., Вентана-Граф, 2001.
8. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. – М., Мир, 1994.
9. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии — М., Просвещение, 1995.