Система развития письменной речи

Автор: Людмила Васильевна фомина

Система развития письменной речи.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача уроков русского языка в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Важное место в системе развития связной речи школьников принадлежит начальным классам, так как именно здесь закладываются ее основы, и весь дальнейший успех обучения зависит от того, насколько учащиеся овладели ими. В системе развития речи  изложения  наряду с сочинениями играет важную роль. Они позволяют активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников. Тексты изложений расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим. Но воспитательная ценность не только в самом воздействии текста, но и в самом процессе работы,  требующим от школьников немало упорства, настойчивости и аккуратности и поэтому изложения способствуют правильному трудовому воспитанию и формированию характера.

Мышление и речь между собой теснейшим образом связаны, и это определяет всю важность работы учителя по развитию речи учащихся. И хотя овладение своим родным языком протекает на протяжении всей жизни человека, нельзя забывать, что самый активный период в освоении речи – это дошкольные и первые школьные годы ребенка.

   Соответственно овладение письменной формой речи предполагает раскрытие перед учащимися уже на начальном этапе обучения ее специфики, ознакомление на доступном для них уровне с ее функциями и отличиями от устной формы. С этой целью в содержании уроков предусматривается анализ речевых ситуаций, позволяющих раскрыть возможности использования письменной речи как средства общения, ее некоторые специфические особенности, а также требования к ней.

 

 

 

1. Краткая аннотация проекта

Уровень образования

Начальное образование

Возрастная группа учащихся

1-4 класс

Предмет

Русский язык

Целевая аудитория

Учителя начальных классов

Тип ресурса

Практико-ориентированный проект

Краткое описание ресурса

Инновационный проект, описывающий систему работы по развитию письменной речи младших школьников.

Автор

Фомина Людмила Васильевна

Тема

Система работы по развитию письменной речи младших школьников.

 

2. Обоснование необходимости проекта

Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры.

 В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока, проводимого в начальной школе и во внеклассные мероприятия. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства.  Известно, что к началу школьного обучения у учащихся нет потребности в письменной речи. Ребёнок, приступающий к письму, не только не ощущаетпотребности в ней, но и ещё смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему. Система работы по развитию письменной речимладших школьников:

  – закладывает основы для ее дальнейшего развития;

  – является средством успешного обучения в школе;

– раскрывает  перед учащимися уже на начальном этапе обучения специфические особенности письменной речи,  знакомит на доступном для ученика начальной школы    уровне с ее функциями и отличиями от устной формы;

   – формирует  речевыезнания и текстовые умения на основе  художественных произведений;

создаёт  хорошую  речевую среду;

  – обеспечивает  полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного (Приложение 24).

Овладение письменной речью – это, по выражению Л. С. Выгодского, «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка», поскольку она представляет «особую, чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития». Именно поэтому особое значение приобретает система обучения связной письменной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.

3.Цели и задачи проекта

Цель проекта:  теоретически обосновать проблему развития речи и систематизировать, применяемые на практике методы и приемы по развитию устной и письменной речи младших школьников..

Задачи проекта:

1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.

2. Раскрыть сущность понятия «Речь и ее виды».

 3. Обобщить и систематизировать методы и приемы по развитию речи младших школьников, применяемые мной в практической деятельности.

   Гипотеза:  мышление и речь между собой теснейшим образом связаны, и это определяет всю важность работы учителя по развитию речи учащихся. И хотя овладение своим родным языком протекает на протяжении всей жизни человека, нельзя забывать, что самый активный период в освоении речи – это дошкольные и первые школьные годы ребенка.

Существует несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся:

1) это потребность детей высказываться;

 2) о чем нужно сказать, т.е. наличие содержания;

 3) создание хорошей речевой среды: чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Методологической основой проекта в значительной степени стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения (Л.С. Выгодского, А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.Н.Занкова и др.); личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, В.В.Серикова и др.); проблемного обучения (А.М.Матюшкин, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов).

      

4.Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

– кабинет начальных классов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащён комплектом мебели для учащихся и учителя;

– кабинет снабжён комплектами дидактических материалов, таблиц, памяток для развития устной и письменной речи учеников начальных классов;

– в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по развитию речи.

 Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания русского языка и литературного чтения не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. В настоящее время осваиваю компьютерные программы и технологии Интернет, использую их  в учебном процессе.

 

5.Партнёры

Партнёрами в проектной деятельности могут выступать учителя начальных классов, родители.

 

6.Этапы реализации проекта

Исследование проводилось в период с 2012 г. По 2017г. и  состояло из нескольких этапов:

 

Название этапа

сроки

Содержание этапа

1.Подготовительный

2012-2013

1.Изучение теоретических основ проблемы.

2.Разработка системы работы по развитию письменной речи младших школьников.

2.Поисково-экспериментальный

2013-2016

1.Апробирование системы.

2.Мониторинг процесса и промежуточных результатов.

3.Корректировка дальнейшей работы.

 

3.Обобщающий

2016-2017

1.Оценка эффективности методов и приёмов развития письменной речи

младших школьников.

2.Анализ результатов.

3. Обобщение и распространение опыта.

 

7.Основное содержание проекта

Развитие потребности учеников  в речи, внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли и чувства.   Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.

Для развития потребности в речи необходимо выполнение следующих условий:

 – работу над развитием письменной речи необходимо вести в определённой системе;

 – работу над развитием письменной речи надо начинать с 1 класса, опираясь  на развитие устной речи.Сильнейшим средством развития речи детей в школе является чтение, восприятие художественной литературы, дающей не только картины жизни, образы прекрасных людей, человеческих отношений и поступков, но и подлинные образы русского языка, которым следует подражать. Чтение обогащает речь учащихся новыми понятиями, новыми словами и сочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями. В беседах, пересказах, рассказах школьники используют все это языковое богатство и обогащаюттаким образом собственную речь(Приложения 6,7,8,9).

.Освоение признаков текста, умения его анализировать считаю очень важным на всех, преподаваемых мной уроках.

    – обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников (создание так называемых речевых ситуаций, которые были бы естественны, вытекали из условий трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьника);

    – во время обучения, отношения между учителем и учащимися должны строиться в духе сотрудничества и взаимного доверия. Роль учителя         создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы. Вот почему очень важно внимательно и доброжелательно выслушивать рассуждения каждого ученика.

    – необходимо использовать те методы и приёмы, которые помогают активизировать учебную деятельность младших школьников(Приложение 22);

     – ознакомление учеников на доступном для них уровне сосвойствами письменной речи и отличиями от устной формы (Приложение 1, 1 (2), 16,17, 18)

      – темы изложений  должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение;

      – важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей (в данном случае – пересказ  прочитанного)  вводилось как можно раньше;

– детей особенно привлекают  творческие задания (особенно  дополнения, в которых «проектируется», предугадывается  судьба их любимых героев, ведь  предположения школьников отражают их собственные жизненные  позиции (Приложение 13).

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации- повышение качества учебного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них- разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активирующий эффект на занятиях  развития речи дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

–отстаивать своё мнение(Приложение 2);

– ставить вопросы своим товарищам и учителям по содержанию прочитанного текста(Приложение 3);

– анализировать ошибки, допущенные товарищами в письменной работепо развитию(Приложение 4);

– оценивать ответы и письменные работы товарищей;

– объяснять обратившемуся за помощью товарищу;

–самостоятельно выбирать посильное задание(Приложение5);

– создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, самостоятельно  выполнять задания творческого характера.

       Можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

К числу основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно отнести следующие:

– интерес. Все виды развития речи требуют постоянной тренировки  на уроках литературного чтения ,непринужденной обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль».Очень важно, чтобы учащиеся опирались на материал живого опыта, чтобы они пользовались также и книжным материалом, чтобы учились объединять тот и другой материал.

     –творческий характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Высок творческий уровень работы учащихся в письменных изложениях от лица одного из персонажей(Приложение 14).

     Состязательность. На уроках развития речи зачитываются письменные работы детьми или учителем (не называя автора), анализируются, корректируются. Каждый ученик сам видит достоинства и недостатки своей работы.

— игровой характер проведения занятий представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности       (Приложение 15).

 Обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников. На   уроках литературного чтения  неотъемлемым этапом урока является  анализ художественного произведения и словарная  работа, что способствует глубокому пониманию и осмыслению произведений(Приложение 2, 11).

     – доброжелательный климат в классном коллективе. Ученик начальных классов способен к восприятию лишь при наличии положительных эмоций;

     – взаимоотношения между детьми, между детьми и учителем.

     Опираясь на собственный опыт работы, считаю, что учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся.

. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой).

К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

    В системе работы по развитию письменной речи учеников начальных классов  продумано  мною   постепенное усложнение заданий, направленных на овладение речевыми умениями. Например, для определения темы текста и его  названия  сначала предлагаются задания на выбор наиболее точных формулировок и заголовка из ряда предложенных, а затем – формулирование темы, основной мысли и подбор заголовка под руководством учителя после анализа содержания текста (Приложения 6,7,8,9).

 Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

 Активации познавательной деятельности способствую:

— принцип проблемности;

— принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач;

— принцип взаимообучения;

— принцип исследования изучаемых проблем;

-принцип индивидуализации;

-принцип самообучения;

-принцип мотивации.

Как правило, подготовка к изложению проходит по плану:

1.Чтение текста учителем. Ученикам предлагается определить вид текста по характеру: повествование, описание, рассуждение. Определить структуру текста(количество частей и их содержание) и самостоятельно составить план (Приложения19,20, 21).

2. Повторное чтение, уточнение плана. 

3. Пересказ по плану:(по способу передачи содержания: подробные, сжатые, выборочные, с творческим заданием).

4.Работа по предупреждению логических ошибок.

5. Подбор опорных слов.

6. Составление словосочетаний с использованием средств художественной выразительности(Приложение 18).

7. Орфографическая подготовка.

8.Самостоятельная работа.

9.Проверка и самопроверка.

Поскольку к некоторым урокам развития письменной  речи предполагается орфографическая подготовка, то её часто включаю  в предшествующие уроки русского языка.

Особое внимание уделяю работе над ошибками, которую провожу на экране.     Ошибки (фактические, логические, речевые, грамматические) видят все дети, принимают участие в их исправлении. И лишь учитель знает, чьи это ошибки (Приложение 22).

Организация.

Этот этап в подготовке урока развития письменной речи делю на следующие «шаги»:

1.Организационная часть. Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу. Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя в получении знаний.

2. Сообщение темы и цели урока. Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока. Приёмы: проблемная ситуация; групповая ,парная, фронтальная работа.

3. Актуализация опорных знаний и умений. Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. Формы: создание ситуации успеха; практическая работа; высказывание и обоснование своей точки зрения.

4. Изучение нового материала. Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач. Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео-, аудио материалов, Интернет- ресурсов; дидактические игры.

5. Закрепление изученного материала. Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач. Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения; выполнение практической работы вгруппах или  парах: организация диалога.

6.Оценивание работы учащихся. Цель: самооценка учеником своих учебных достижений. Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке, самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.

7.Итог урока. Цель: сообщение результатов решения учебной задачи. Формы: Повторения плана и цели урока; сопоставление цели урока с её результатом; обоснование своей точки зрения по уроку; рефлексия.

Проведение.  В процессе проведения урока организуется индивидуальная.групповая и фронтальная работа учащихся.

Индивидуальная работа. Письменные уроки развития речи по цели проведения делятся на обучающие и контрольные. Уроки  обучающего     развития письменной  речи   требуют:

— учёта  индивидуальных способностей  (индивидуальные  задания с максимальным учётом возможностей ученика  создают ситуацию успеха отстающим школьникам);

-предварительной  подготовки  к обучающей  письменной работе развития речи  отстающих учеников  ( Накануне  урока ученик получает задание прочитать текст, подготовить подробный пересказ, что даёт возможность ученику видеть текст, правильно его прочесть и понять);

-использования группы методов развития речи учащихся  (Приложение 22).

Групповая работа.Группам можно предлагать:

— одинаковое задание, если группа одноуровневая  ( составить план текста после первичного прослушивания);

-задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным  для одноуровневых групп (выбрать из текста средства художественной выразительности);

-задания, отличающиеся уровнем сложности для разноуровневых групп, если на уроке решается сложная задача, её можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам  (а) одна группа  детей при подготовке к изложению воспринимает текст на слух, ученики другой группы  могут работать с текстом на карточках; б) одна группа пишет текст — повествование «Осень пришла», вторая группа – текст — описание «Осенний лес», третья – текст — рассуждение «За что я люблю осень?»)

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

 

Анализ

Педагогической практикой проверены положения психологов методистов о значении работы по развитию речи  для развития мышления работы по развитию мышления для развития речи. Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний на этапе подготовки  к письменным изложениям и сочинениям.

 Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного.

Главным аспектом  процесса  развития речи младших школьников является анализ достижений и недостатков каждого  проведённого урока, выяснение эффекта в выполнении всех функций обучения. Основные вопросы этого анализа:

-эффект урока в овладении учащимися содержанием темы и способами действий, которые для этого потребовались, что представляло в них особую трудность;

-в чём причины методических неудач;

-что на уроке стимулировало интересную познавательную деятельность учащихся;

-как решена воспитательная задача урока;

-положительное в организации деятельности и в общем его построении;

-какие приобретения данного урока следует закрепить, что нужно исправить на следующем уроке.

Пассивное восприятие чужой речи (устной и письменной) само по себе не разовьет речи школьника: необходима высокая речевая активность,  создание таких условий, при которых школьник имел бы потребность говорить и писать. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием.Учителю  на уроке нужно помнить, что иногда нужна не речь, а всего одно слово,  чтобы дети сами пришли к открытию. Экономить время лучше всего начинать с себя. Пусть больше говорят дети. Пусть они учатся думать, Общаться. Учитель им в этом — первый помощник.

На первых уроках обучения грамоте при составлении рассказов по иллюстрациям знакомлю  детей с понятием последовательности в тексте и связи между частями рассказа.

Именно на этапе обучения грамоте  предупреждаю логические ошибки речи: повторы мыслей и нарушение логико-композиционной структуры текста.

Сюжетные картинки  и тексты для чтения на страницах «Азбуки»- возможность  продемонстрировать план устного рассказа в доступной форме.  В более поздний период обучения грамоте знакомлю со сложным планом.

В букварный период учу первоклассников различать тексты  по характеру текстового материала: повествование, описание, рассуждение;

Со второго класса  неотъемлемым этапом урока литературного чтения  является  анализ художественного произведения и словарная  работа, что способствует глубокому пониманию и осмыслению произведений, подготовкой  к  изложениям по  характеру текстового материала       (повествование, описание, рассуждение ), по способу передачи содержания (подробные, сжатые, выборочные, с творческим заданием) (Приложение2).

К концу обучения в начальных классах в результате  систематической работе  по развитию устной речи на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и музыки , анализу  художественных  произведений  на уроках  литературного чтения,  развитию письменной речи на уроках русского языка ученик владеет навыком составления сложного плана.

 

8.Стабильность педагогической эффективности опыта подтверждается:

 

1.Результатами  работ по развитию письменной речи

Дата

 Класс

Средний балл

2014-2015 (второе полугодие)

2класс

3,1

2015-2016 (за год)

3 класс

3,4

2016-2017(первое полугодие)

4 класс

4,2

 

2.Рейтинг предметов среди  учеников четвёртого класса:

Литературное чтение-32%;

Русский язык- 28%;

Математика-23%;

Окружающий мир -17%.

 

9.Перспективы дальнейшего развития проекта

Проектная работа ещё не завершена. Проект будет продолжаться. В дальнейшем планируется:

1.Продолжать работу по сбору материала, необходимого для активизации познавательной деятельности учащихся. Уже сейчас работаю над новыми приёмами, чтобы   помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста:

-составление рабочих материалов;

-составление рабочих материалов. 

2. Работать над  изложениями  без устного пересказа текста перед написанием.   Но отсюда вытекает большее значение индивидуальной работы с учащимися. На таких уроках значительное место занимает помощьслабым учащимся.

3.Подготовить и провести семинар на МО учителей начальных классов по теме: «Система работы по развитию письменной речи учащихся».

Для продолжения проекта будут задействованы ресурсы: интеллектуальные, временные, человеческие, информационные.

 

 

10.Заключение

Анализ теоретико-методической литературы и многолетний опыт моей работы в школе показали, что оправдано и эффективно использование методов и приёмов развития письменной речи учеников начальных классов. Они как нельзя лучше оживляют учебно-воспитательный процесс, повышают интерес к предмету.

Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры.В  начальный период обучения начинается систематическая работа над своей и чужой письменной речью. От этого зависит успешность обучения по всем предметам. Поэтому и освоение признаков текста, умения его анализировать считаю очень важным на всех, преподаваемых мной уроках.

Особое значение в речевой деятельности учащихся придается сочинениям.Они рассматриваются как уникальное средство развития личности.Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.

В своей работе я изложила рекомендации о том, как организовать систему по развитию связной письменной речи учащихся в начальной школе, показала актуальность выбранной мною темы, описала виды работ, способствующих развитию письменной речи учащихся, эффективность данной системы.

В системе обучения осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и к процессу ее формирования. Это находит отражение в том, что речевая деятельность учащихся на  уроках  русского языка и  литературного чтения организуется с учетом таких ее структурных компонентов, как мотивационный, исполнительный и контрольный. Цели создания мотива деятельности служит анализ речевых ситуаций, раскрывающих роль и значение письменной речи в общении людей, а также постановка учебной задачи на уроке, позволяющей выделить формируемые умения из общей работы с текстом, показать их значение для овладения письменной речью.

Овладение каждым умением требует осознания учеником операционной стороны своей работы. Поэтому внимание учеников постоянно акцентируется на анализе осуществляемых действий. Учащимся предлагается рассказать о том, как они выполнили или будут выполнять то или иное задание.

Особое значение приобретает обучение школьников контролю в процессе работы над текстом и способам проверкинаписанного. Соответственно, в содержание каждого урока предусматривается поэтапная проверка текста с точным указанием ее цели и способов выявления ошибок.

Большое внимание в работе над сочинением уделяется правильному построению текста, содержанию его частей уже на этапе подготовки, что дает возможность учащимся представить весь текст еще до записи и распределить материал между частями. С первых шагов обучения сочинению важно, чтобы ученик осознал необходимость тщательной работы над текстом, предполагающей неоднократное его перечитывание,  внесение исправлений. Мотивация такой работы достигается в системе обучения путем использования специальных приемов, в частности рассматривания рукописи Л. Н. Толстого, имеющей исправления и наглядно демонстрирующей процесс создания текста великим писателем.

Одним из существенных моментов в организации работы на уроке является направленность на становление ученика как субъекта учебной деятельности. Реализация этой направленности связана с предоставлением ученику возможности выбора при выполнении учебных задач.

Поиск и применение новых методов и приёмов свидетельствуют и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в преподавании.

 

 

 

11.Список литературы

1.Борзова В. А., Борзов А. А. развитие творческих способностей у детей. Самара:  Самар. Дом печати, 1994.

2. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. – М.: Новая школа, 1994.

3. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей  / Сост. А. Н. Матвеева. – М.: Просвещение, 1982.

4. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика  нач. обучения». – М.: Просвещение, 1979.

5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.

6. Самойлова Е. А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинений // Начальная школа. – 2002. — № 10.

7. Сахарцева М. К. Анализ изложений и сочинений в начальных классах: методические рекомендации для слушателей курсов. — Ульяновск УИПК ПРО, 2007.

8. Смирнова О. П. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся // Начальная школа. – 2007. — № 6.

9. Смирнова О. И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2009. — № 1.

10. Уроки развития речи в четвертом классе: поурочное планирование и дидактические материалы Л. Д. Мали. — Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2007.

11. Федорова И. В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложений // Начальная школа. – 2007. — № 6.

12. Черемисина Н. А. Как подготовить сжатое изложение текста// Начальная школа. – 2009. — № 1.

13. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – СПб, «СМИО Пресс», 1999.

14. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, I класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002.

15. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, II класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002, 2003.

16. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, III класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2003, 2004.

17. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, IV класс: пособие для учителя. – М, : Начальная школа, 2004, 2005.

18. Юртаев С. В. Влияние тенденций речевого развития на организацию образовательного процесса // Начальная школа. – 2007. — № 5.

19. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×