Формирование речевой культуры у детей средствами музыкального театра.

Автор: Василиса Никитенкова Ильинична

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА.

АННОТАЦИЯ

Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Ф.А. Сохин

В последнее время, к сожалению, большинство детей  имеют нарушение речи.  Музыкальное образование  детей имеет большое значение для развития речи ребенка.

Речевая культура — это совокупность человеческих навыков и знаний, гарантирующая правильное и свободное использование языка общения, «наличие норм устного языка, а затем и литературно-письменного языка (правила произношения, акцент, лексика, грамматика, стиль»), а также умение использовать языковые средства выражения в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи ».

Развивая язык ребенка, мы также развиваем его интеллект. Только через развитие речи можно сформировать и улучшить мышление, воображение, представление и высшие эмоции. Таким образом, языковое развитие происходит на уроках грамотности, чтения, грамматики. Он неотделим от любой лингвистической работы.

Воспитание и языковое развитие учащихся — одна из центральных проблем современной начальной школы. Изучение русского языка направлено на решение актуальных проблем языкового, эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.

Ключевые слова: театр, театральная игра, музыкальная деятельность, речевое развитие.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. 

Выделим пять сенситивных  периодов  развития  речи, предложенных Л.С. Выготским:

·     1,5-3 года — пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.

·     3-4 года — знакомство с буквами. Начало осознанной речи.

·     4-5 лет — интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.

·     5-6 лет — развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.

·     8-9 лет — повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.

Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

·     0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

·     1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

·     2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

·     2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

·     3,5-4 года: осознанное употребление речи.

·     4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.

·     5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли.

Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.

Н. А.Зайцева, О.П.Радынова в своих трудах поднимали тему развития речи детей.

Размышляя над вопросом повышения уровня речи детей, я пришла к выводу, что музыкально-театральная деятельность может помочь. На мой взгляд, эти средства эффективны для развития детской речи.

Театральная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя различными способами (вербальными, невербальными), она тесно связана с музыкальной и речевой деятельностью: пение, движение под музыку, слушание. , играет музыку.

Как говорил Л. Макаренко: «Театр- это одно из самых любимых зрелищ дошкольников, который привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости». 

В процессе театральной деятельности наиболее полно и ярко проявляется главный принцип обучения: обучение через игру. Театральная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса и улучшает артикуляционный аппарат. В спектакле формируется диалогический и эмоциональный дискурс.

Музыкальная составляющая театральных игр расширяет их возможности для развития и обучения.

Пение исправляет ряд недостатков речи: искаженное произношение, глотание окончаний слов и слоговое пение автоматизируют звук, закрепляют правильное произношение.

Музыкальный театр один из наиболее эффективных способов работы по формированию и развитию речи у детей.  Мы видим, что  музыкально – театральная деятельность повышает навыки детей  грамотному  овладении детей  устной речи, а так же развивает  навыки  свободного  общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

Один из самых эффективных способов развития речи ребенка дошкольного возраста — это драматические игры.

Драматические игры очень важны в жизни ребенка. Вы полностью развиваете свою эмоциональность и язык, ведь игра — это основное занятие дошкольников. Участвуя, дети узнают об окружающем мире через фотографии и вопросы, правильно заданные во время игры, стимулируя мышление, анализировать, делать выводы и обобщать.

Во время игры незримо активизируется словарный запас ребенка, улучшается звуковая культура языка и его интонационная структура. Театрализованные представления дают возможность приобрести коммуникативные навыки. Поведение, ведь в каждой сказке для детей дошкольного возраста есть нравственный

Сосредоточенный. Любимые герои становятся образцами для подражания. Кроме того, драма позволяет ребенку преодолеть жесткость, застенчивость и замкнутость.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность, где ребёнок может импровизировать, моделировать разные образы, передавать любые эмоции через разных героев, использовать средства музыкальной и речевой выразительности.

 

Речевая культура у детей 6-7 лет.

У тех школьников, которые не получали специализированной помощи по логопеду в дошкольном периоде детства, ученые в первую очередь отмечают недостаточную тренировку звуковой стороны речи. Эти особенности проявляются нарушением произношения различных звуков. Эти нарушения касаются некоторых артикуляционных групп: шипение — шипение, р — л, звонкое — глухое, тихое — твердое. Характер нарушения произношения звука выражается в основном в заменах и смешивании различных групп звуков, искажении слоговой структуры многосложных слов.

Недостатки устной речи проявляются в скудности словарного запаса, а также в недостатках, связанных с ее грамматическим оформлением (нарушение согласованности, инверсия, неполные предложения). Такие лаги оказывают определенное влияние на формирование речевых функций (типов речевой деятельности), соответственно, речь первоклассников может быть «преимущественно ситуативной и иметь форму диалога». Это все еще тесно связано с непосредственным опытом детей.»

Таким образом, первоклассники испытывают трудности с ответом на монолог, поскольку у детей еще не сформирована способность связно выражать свои мысли, поэтому для первоклассников будет характерна замена монологичных высказываний словесными ответами (необычные простые фразы) на задаваемые вопросы, возможно повторение отдельных слов и фраз.

Связная речь — главный показатель умственного развития дошкольника, средство общения со сверстниками и взрослыми, необходимое условие успешного обучения в школе. Только при хорошо развитой связной речи ребенок сможет дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и обоснованно излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

 

На занятиях следует обратить внимание на интонационную  выразительность. Как  ребенок передает  эмоции, чувства героя, его особенности характера.

Ребёнок не просто так читает диалог героя, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, развивается общая моторика и моторика речедвигательного аппарата, дикция, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

Музыкальная и театральная деятельность включает музыку и развивающие игры, пение, пение, пословицы, постановку, постановку всех видов театров, ситуационные и игровые сцены, речитативы.

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Использование речевых игр с детьми помогает предотвратить или сместить фиксацию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре способность говорить.

 

Список литературы

1.     Зайцева, Шептунова: Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет  «Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет».

2.     Городилова В.И. Радина Е.И. Воспитание правильной речи Москва: Учпедгиз, 1952.

3.     В. И. Яшина, М. М. Алексеева «Методика развития речи и обучения родному языку детей».

4.     О.А.Бизикова «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах».

5.     Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

×
×