Статья на тему «Использование блоков Дьеныша в работе с детьми».

Автор: Назарова Наталья Леонидовна

Статья на тему «Использование блоков Дьеныша в работе с детьми».

Автор: Воспитатель. Назарова Наталья Леонидовна.

Блоки Дьеныша – универсальная развивающая игра! Логические боки придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьеныш (1916-2014)- венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Что такое логические блоки и зачем они нужны? Логические блоки Дьеныша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

-четыре формы (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

-трех цветов (красные, синие и желтые)

-двух размеров (большие и маленькие)

 — двух видов толщены (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть:

— блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук).

— блоки разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце полный комплект (48 штук).

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5*5), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно- образного мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств-мостик к словесно-логическому мышлению.

Первое знакомство с карточками.

Для первого знакомства с карточками используют следующие упражнения:

1.    Выбор всех фигур, соответствующих данному знаку разложить по коробкам со значками.

2.    «Какой фигуры не хватает».

3.    «Загадки».

4.    «Волшебный кубик».

Формы организации работы с логическими блоками.

Непрерывно образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные. Подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Логические блоки Дьеныша в НОД по ФЭМП используются:

В разделе «количество и счет»- в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком.

По совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше.

В разделе «величина»- сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине, путем посредственного соизмерения и сравнения на глаз.

В разделе «формы»- блоки помогут детям углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов.

В разделе «Ориентировка в пространстве»- Развивая умения детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем) и тд.

Существуют 4 группы постепенно усложняющих игр и упражнений с логическими блоками:

1.Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства.

2.Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

3.Для развития действий классификации и обобщения.

4.Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры с логическими блоками Дьеныша позволяют:

·       Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

·       Развивать пространственные представления.

·       Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование).

·       Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Обосновывать свои рассуждения.

·       Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

·       Развивать речь. Успешно овладевать основами математики и информации.

 

 

 

 

×
×