Автор: Лобанова Ольга Алексеевна
«Построение предметно-пространственной среды группы с учетом гендерного подхода»
Одним из требований к структуре образовательной программы, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является обеспечение развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их индивидуальных особенностей. Для того, чтобы выполнить данное требование мы должны в своей работе учитывать гендерные особенности и потребности ребенка.
Гендер -означает социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий.
Психологами доказано, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, по-разному обучаются, запоминают, думают. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, мы, как воспитатели, сопровождаем, поддерживаем, способствуем процессу полоролевого воспитания в различных видах детской деятельности, в том числе создавая условия в развивающей среде группы, способствуем гендерному воспитанию.
Игрушки и игры подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, развивать соревновательское и лидерское поведение.
Я хочу познакомить вас, каким образом я учитываю особенности психологических портретов мальчиков и девочек при организации предметно-пространственной среды
В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия. Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.
Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено.
Девочки склонны к попечительской деятельности: ухаживать. Нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших братьев или сверстников.
У Мальчиков же склонности опекать, обучать, наставлять младших нет.
Организуя центры сюжетно-ролевых игр, а эта ведущая игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста, мы учитываем, что мальчиков привлекают роли героические и профессиональные, а девочек – чаще всего с семьей, детским садом. Девочки в играх подражают людям, которых они видят в реальной жизни, а мальчики – вымышленным персонажам.
Игры девочек опираются на ближнее зрение, они играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Мальчикам же для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки.
Мальчики: отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.
Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не использовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Для мальчиков нужно это учесть, обеспечив их игрушками такими, как конструкторы «сборно – разборные модели транспорта»
Девочки в конструктивных играх действуют чаще по образцу и подобию: строят дома с мебелью, предметами быта, украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной. Поэтому среду насыщаем множеством образцов, наглядных картинок, предлагаем несколько вариантов, например, как обустроить комнату для куклы.
С учетом гендерного подхода, у нас в группе введены следующие элементы предметно-развивающей среды:
Например форма дежурных отличается по цвету, введены разные обязанности у мальчиков и девочек по дежурству.
• Созданы мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений.
• В уголке сюжетно-ролевой игры имеются атрибуты для характерных мальчишеских игр: пилотки, фуражки, солдатские ремни, бескозырки. И для девичих игр: косынки, бусы, сумочки, бантики. Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами.
• Кроме этого созданы схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки.
• Уголок красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде. Созданы образцы причесок для мальчиков и для девочек.
· А также подобраны картотеки игр, раскрасок, стихов, виды продуктивной деятельности, альбомов для мальчиков и для девочек.
· У каждого ребенка нашей группы создано портфолио, где отражены страницы « Я – мальчик» , «Я – девочка»
Таким образом, создавая предметно-пространственную среду с учетом гендерных особенностей мы предоставляем возможность как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.