Автор: Латфуллина Гузель Минулловна
Латфуллина Гузель Минулловна, старший воспитатель. МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» Сухоносова Анна Александровна, методист отдела экологического просвещения ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» skazkaads@yandex.ru |
Формирование экологической культуры дошкольников в процессе сетевого взаимодействия дошкольной организации и Национального парка «Марий Чодра»
Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 71, гл. XIII, ст. 72, п. 1, ст.74) законодательно установил всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ. В ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), что подчеркивает важность экологического образования в учреждениях.
Экологическое образование — это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает экологическое образование детей дошкольного возраста. Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.
В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и воспитательной работы стал нормой деятельности педагогов. Педагогами создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запроса его семьи. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. В сферу инновационной деятельности включается практически каждое дошкольное учреждение. Наше дошкольное учреждение — МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» работает в инновационном режиме и ежегодно принимает участие в конкурсах педагогических инициатив. В 2022 г. была разработана и реализуется Региональная инновационная площадка «Экологическое воспитание как условие формирования предпосылок естественнонаучной функциональной грамотности дошкольников».
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. [1]
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования экологической культуры личности ребенка[2]
Цель экологического развития дошкольников — это формирование экологической культуры, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Современный детский сад — это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными социальными институтами. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание взаимодействия между ДОО и социальными институтами. Взаимодействие с социальными институтами по экологическому развитию дошкольников дает дополнительный импульс для обогащения личности ребенка.
Сетевое взаимодействие позволяет:
• распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
• опираться на инициативу каждого конкретного участника;
• осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
• выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
• использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника;
• усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными организациями и процесс отражения в них опыта друг друга. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
Нашим партнером в сетевом взаимодействии по вопросам экологического воспитания является ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».
Созданное сетевое взаимодействие помогает нам решать общие задачи по воспитанию уважительного отношения к природе, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Национальный парк «Марий Чодра» занимается повышением социальной активности детей. Совместно с сотрудниками национального парка «Марий Чодра» в детском саду были проведены природоохранные акции «Любимому озеру — чистые берега», ежегодные природоохранные акции «Покормите птиц зимой», «Сохраним лесную красавицу!» и др.
«Аллея славы» под таким названием прошла акция, приуроченная к празднованию 9 мая. Приняв участие в данной акции, дошколята встали на путь созидания, каждый участник посадил свое дерево. Ухаживая за деревом, наблюдая за его ростом и развитием, дети осознали, что природа — живая, что требуется много времени, чтобы выросло дерево, тогда как срубить его — несколько минут.
Сотрудники национального парка «Марий Чодра» провели викторины, конкурсы «Юный друг природы», «Удивительный мир природы», «Юные друзья природы» и многие другие.
Совместно с отделом экологического просвещения Национального парка реализуется экологический проект «Жизнь на Земле». Задача проекта «Жизнь на Земле» состоит в эко-просвещении и развитии понимания у детей дошкольного возраста, что только внимательное и бережное отношение к окружающей среде является естественным путем развития всего человечества, и только защищая и помогая природе, люди смогут жить и процветать.
Данный экологический проект посвящен общей информации о красоте и изобилии живой природы, о воздействии человека на нее, и о способах решения задач по сохранению окружающей среды. Во время эко-занятий дети окунаются в мир живой природы, видят ее красоту и изобилие, и на контрасте видят пагубное воздействие технического прогресса на нашу Землю. Они начинают задумываться о том, что необходимо каждому человеку менять свое отношение к живой природе и становиться более внимательными и бережливыми.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Лишь правильное использование всех возможных ресурсов и инновационных технологий в экологическом образовании позволит предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Опыт работы МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» с учреждениями социума показывает, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Сотрудничество с Национальным парком «Марий Чодра», создание партнерских отношений позволило использовать максимум возможностей для формирования экологической культуры дошкольников, развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, значительную помощь внесло в решение многих образовательных задач, тем самым повысило качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Литература:
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 — 512с.-с.3-6.
- Касимова, Т.Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров/ Т.Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2008.-№2.-с.60
- Шулепова, Т.И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов/ Т.И.Шулепова //Управление дошкольным образовательным учреждением.-2016.-№3.-с.97
4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — (Библиотека воспитателя). Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Год: 2009
5. Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40924/ (дата обращения: 21.11.2022).