Автор: Бутакова Оксана Геннадьевна
Достижение планируемых результатов
ФГОС на уровне НОО.
В новые ФГОС НОО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся.
В пункте I. Общего положения Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования сказано, что стандарт обеспечивает: получения качественного начального общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального общего образования и результатам их освоения.
Как и в предыдущем стандарте триединство требований осталось прежним. 7. В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее — Федеральный закон об образовании) ФГОС включает требования к:
1) структуре программ начального общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации программ начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
3) результатам освоения программ начального общего образования.
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни.
Рассмотрим подробнее ФГОС второго и третьего поколения в части планируемые результаты.
Новые ФГОС конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам.
Личностные результаты. ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Дело в том, что в предыдущей редакции, Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2021 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Бутакова Оксана Геннадьевна,
учитель начальных классов.