РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Автор: Мосейчук Юлия Дмитриевна, Фалунина Елена Васильевна

УДК 378

 

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С СЕМЬЯМИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Мосейчук Юлия Дмитриевна

Магистрант факультета магистерской подготовки

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»

Фалунина Елена Васильевна

Доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности работы социального педагога с семьями трудных подростков; определен законодательный аспект данной профессиональной деятельности; выделены формы работы; обозначены цели и задачи работы службы.

 

Ключевые слова: работа социального педагога; трудный подросток; формы работы с трудными подростками.

 

FEATURES OF THE WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE WITH FAMILIES OF DIFFICULT TEENAGERS

 

Moseychuk Yulia Dmitrievna

Master’s student of the Faculty of Master’s Training

Bratsk State University

Falunina Elena Vasilyevna

Doctor of Psychological Sciences, Professor

Bratsk State University

 

Abstract:  In this article, the features of the work of a social pedagogue with families of difficult teenagers are considered; the legislative aspect of this professional activity is defined; the forms of work are highlighted; the goals and objectives of the service are outlined.

 

Keywords: the work of a social pedagogue; a difficult teenager; forms of work with difficult teenagers.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время достаточно большое количество подростков находятся в трудной жизненной ситуации. Понятие «трудная жизненная ситуация» можно раскрыть с помощью Федерального закона №122 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2020 года) Федеральный закон от 28.12.2013 N442-ФЗ, а именно: «Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» [1].

Сложность данной ситуации заключается в том, что она пагубно воздействует на образ жизни человека. Особенно тяжело её преодолеть детям, так как они не имеют достаточно опыта для разрешения трудной жизненной ситуации. Поэтому, в случае возникновения подобных проблем на помощь ребёнку должны приходить родители.

Однако, учитывая, что семья является важным звеном в социализации ребёнка, которое помогает ему включаться в противоречивый социальный мир, зачастую возникают проблемы взаимодействия как родителей между собой, так и подростка с родителями. Так же, вышеперечисленное, усугубляется низкой родительской ответственностью, пагубными вредными привычками (алкоголь, наркомания) и низким социальным институтом. Поэтому, можно сделать вывод, что увеличение количества детей, находящихся в сложной жизненной ситуации прямо зависит от невыполнения родителями функций воспитания.

Если подросток не получает помощи от своих родителей, то разрешить вопрос может социальный педагог образовательного учреждения, в котором проходит обучение находящийся в непростой жизненной ситуации ребенок, на основании Закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [2].

Целью работы социального педагога является, выявление детей, находящихся в сложной ситуации и снижение их количества.

Исходя из цели, можно вынести следующие задачи:

— выявление подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, помощь им и их родителям в решении проблемы;

— совместная корректировка действий, с одной стороны педагогами и родителями, и общественными структурами с другой;

— усиление правовой грамотности, как педагогов, так и родителей;

— проведение совместных профилактических мероприятий по выявлению девиантного поведения подростков со стороны родителей и педагогов;

— помощь в поиске корня проблемы, пропаганда изучения направленной литературы и здорового образа жизни.

Структура работы социального педагога с семьями, в которых находятся дети со сложной жизненной ситуацией, представляет собой следующее:

— сбор информации о семье;

— изучение функционирования семьи (эмоциональность каждого члена семьи; кто в семье «главный»; ежедневное общение членов семьи между собой; правила поведения в семье, и наказание за их нарушение; роль каждого члена семьи во взаимоотношениях; значение семейных ценностей).

Выделяют четыре формы работы социального педагога:

— индивидуальная работа (беседа, собеседование);

— групповая работа (тренинги);

— коллективная работа (собрание);

— наглядно-информативная работа (выставки).

Таблица 1. Характеристика благополучия и неблагополучия семей

Фактор

Благополучная семья

Неблагополучная семья

Семейные правила

Гибкие, при необходимости меняющиеся правила. Совместное обсуждение сложившихся ситуаций и мнений.

Жёсткие правила. Желания ребёнка не учитываются. Запрет на собственное мнение.

Коммуникация

Открытая, спокойная, адекватная. Стремление к взаимопониманию.

Неадекватная, запутанная. Отказ от взаимодействия. Игнорирование желаний подростка.

Самооценка

Адекватная самооценка всех членов семьи.

Низкая самооценка. Попытки поднять собственную самооценку посредством занижения самооценки другого члена семьи.

Социальные связи

Семья открыта для новых знакомств, посещения различных многолюдных мероприятий. Создаёт благоприятное впечатление, у соседей, коллег, других родителей.

Показ перед социумом картины «идеальной семьи». Отрицание, при замечании, негативного воздействия на ребёнка. Отрицание проблем в воспитании. Нежелание взаимодействия родителей с другими людьми, и запрет на открытое/откровенное взаимодействие с людьми детям.

В качестве методов социально-педагогического сопровождения подростков, мы выделяем следующие виды работы.

В первую очередь ведётся профилактическая работа, которую проводит классный руководитель. Он собирает информацию для дальнейшей передачи социальному педагогу. Так же классный руководитель должен своевременно выявлять подростков, которые могут оказаться в трудной ситуации или уже находятся в ней.

Эффективность помощи зависит от комплексности подхода, желание реально оказать помощь подростку, разрешить его проблемы, помочь найти другие виды решения возникающих в последующем непонятных для подростка ситуаций.

Следовательно, можно сделать вывод, что главной задачей работы социального педагога является умение своевременного выявления корня проблемы сложившейся у подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации и корректный, экстренный и точный индивидуальный для каждой семьи подбор инструментов совместного взаимодействия для решения задачи, что является, главным образом, реализацией для поставленной цели.

Только желание помогать и высокий уровень компетентности может значительно уменьшить количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привить им правильную модель поведения, а значит снизить вероятность того, что эти дети, в дальнейшем, будут  некачественно выполнять свои функции в роле родителей.

 

Список литературы

 

1.      Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 13 июля 2020 года) от 28.12.2013 N442-ФЗ

2.      Федеральный закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 01 декабря 2007 года) от 21.05.1999.

×
×