Интегрированный урок в 7 классе по геометрии и литературе

Автор: Гаврилова Наталия Алексеевна

Интегрированный урок в 7 классе на тему

«Относительность параллельности»

 

Учитель геометрии Гаврилова Н. А. 

Учитель литературы Павлова Е. Е., ГБОУ СОШ № 313

 

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

Д’Аламбер, 1789 г.

 

1. Вступительное слово           

 

Вы уже семиклассники. За плечами большой багаж знаний, полученных в школе. Вы не могли не заметить, что с каждым годом всё больше и больше на уроках вы используете знания, полученные из разных областей наук. Конечно, чаще пересекаются такие предметы, как литература и история, алгебра и физика, геометрия и черчение. Но сегодня мы попытаемся объединить два школьных предмета, на первый взгляд не имеющих ничего общего, — это геометрия и литература.

 

Тема нашего урока «Относительность параллельности», запишите её в тетрадях.

Сегодня мы с вами рассмотрим понятие «параллельность» относительно разных предметов.

 

На экране перед вами 2 листа — из тетради по математике и по русскому языку.

Что общего в них и чем они отличаются? Параллельные и перпендикулярные прямые.

Почему в тетради по русскому языку параллельные прямые? Чтобы был ровный, понятный почерк. Обратите внимание, что «черта» и «почерк» — однокоренные слова. Параллельные прямые помогают нам выполнять самую главную коммуникативную задачу — быть понятыми. (В одном фильме про школу сказано: «Счастье – это когда тебя понимают»).

 

2. Параллельность вокруг нас.

 

Давайте вспомним, где, кроме тетради по русскому языку, мы ещё можем увидеть параллельные прямые?

Рисунок: план Васильевского острова.

Стихотворение:

 

Перед нами Васильевский остров,

Параллели в ближайшей округе.

Геометрии стройная ясность

И каналов гранитные дуги.

 

В городах, где всё по-другому,

Геометрии улиц не видно,

Я тоскую, как странник по дому,

По наивной системе Евклида.

 

Здесь ответы всегда беспристрастны,

Доказательства чёткие строги,

И прямые уходят в пространство,

Словно рельсы железной дороги.

 

Знаете ли вы, почему строили линии Васильевского острова параллельно друг другу?

 

Согласно разработанному под руководством архитектора Доменико Трезини генеральному плану строительства Санкт-Петербурга во времена Петра Первого на Васильевском острове предполагалось сформировать прямоугольную сетку улиц-каналов.

Каналы были необходимы для спасения города от наводнений, которые так сильно пугали императора Петра. Именно благодаря захватившей некогда Петра идее создания кварталов, прорезанных каналами на манер Амстердама или Венеции, сегодня на Васильевском острове сохранены уникальные названия улиц – линий.

 

3. Параллельность в геометрии.         

 

Таким образом, используемая в архитектуре и градостроительстве параллельность улиц служит для удобства жителям города и создаёт неповторимую красоту.

 

Обратимся к этому понятию с точки зрения геометрии.

Запишите в тетради все основные определения и названия теорем, касающиеся темы «Параллельные прямые».  Что у вас получилось?

 

Давайте раскроем некоторые понятия: параллельные прямые, аксиома, теорема, виды углов по рисунку Васильевского острова, свойства параллельных прямых, теорема о двух прямых, перпендикулярных третьей.

 

4. Параллелизм в поэзии.  

 

Сегодня на уроке звучали стихи. Согласитесь, что это не совсем характерно для урока геометрии. Теоремы привычней доказывать, используя другую речь — прозаическую. Давайте вспомним, чем стихи отличаются от прозы.

— наличие ритма и рифмы.

— можно ли назвать стихами эти строки?   

На столе стоит монитор,

А вокруг школы возводят забор.

— нет, нужны ещё средства выразительности и синтаксические приёмы.

Я предлагаю вам посмотреть на доску.

 

Два бессмертия у Волги – устье и исток.                    Здесь ответы всегда беспристрастны,

Две тревоги у солдата – Запад и Восток.                     Доказательства чёткие строги,                                                                                       

Две надежды у деревьев – осень и весна.                    И прямые уходят в пространство,

Две заботы у солдата – пушки и война.                       Словно рельсы железной дороги.                                                                                

                          

                                           (А. Недогонов)                                                     (А. Городницкий)

               

Что общего в этих строфах и чем они отличаются?

Общее – это стихотворная речь, отличие – в построении строки. В стихотворении А. Недогонова использован приём синтаксического параллелизма — это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные.

 

Такое построение предложений полностью соответствует понятию параллельных прямых в геометрии.

 

5. Параллельность в геометрии.             

 

Несмотря на то, что литература взяла у нас понятие параллелизма, всё же это понятие математическое. Чтобы мы могли его применять в других областях, мы должны хорошо знать его геометрические свойства.

 

Решаем задачи самостоятельно: первая часть на листочках вписываем только ответы, а вторую часть после этого в тетрадях.

Проверка первой части в парах по ответам на доске.

Поднимите руки, кто сделал правильно все три задачи. Эти задачи были подготовительными к более сложным.

А теперь посмотрите на доску.  Есть ли что-то общее на карте города и в ваших задачах второй части?

Проверка одной задачи из второй части на доске по готовому чертежу на карте Санкт-Петербурга.

 

Мы вспомнили основные свойства параллельных прямых, мы знаем, что в геометрии параллельные прямые не пересекаются, это же правило работает и в поэзии. А как вы думаете, могут ли параллельные прямые где-нибудь пересечься?

 

6. Параллельность в прозе.          

 

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся не к синтаксическому параллелизму в поэзии, а к композиционному в прозе.

 

Недавно на уроках внеклассного чтения мы обсуждали рассказы Анатолия Алексина «Сердечная недостаточность» и «Безумная Евдокия». Сегодня мы обратимся ещё раз к рассказу «Безумная Евдокия», чтобы ответить на вопрос, могут ли пересечься параллельные прямые.

На греческом языке «parallelos» означает «рядом идущий».

 В рассказе развиваются две параллельные сюжетные линии.

Какие? Оля и её родители и Евдокия Савельевна, и её ученики.

 В каком смысле эти линии параллельны (одинаковы)?  Родители Оли и Е.С. ставят перед собой одинаковые задачи — воспитание личности, но при этом используют различные педагогические приёмы.

И вот теперь настаёт важный момент, когда мы должны увидеть не только сходство с геометрическим понятием, но и отличие.

В чём оно? Наши параллельные сюжетные линии пересекаются.

Когда? Оля пропала в походе.

 Точка пересечения станет кульминацией рассказа, а затем и приведёт к развязке, в которой наши герои сделают для себя важные открытия.

Какие? «Тот, кто хочет любой ценой быть первым, обречён на одиночество», «Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя собой, затрагивать походя и чужие судьбы», «Мои ученики не стали знаменитостями, но и злодеев среди них нет. Они не предавали меня и моих надежд … у них есть талант человечности»

 

Я думаю, что слово «параллельно» знакомо вам не только из уроков геометрии. Где и когда вы могли его слышать?

Молодёжный сленг: «Мне это параллельно» говорите вы, когда хотите сказать, что вам безразличны действия, поступки или даже люди.  Так не должно быть!!!

 

7. Итог урока. 

 

Таким образом, всё в нашей жизни взаимосвязано, и связи эти подчас бывают такие неожиданные, в чём вы в будущем ещё не раз убедитесь. На сегодняшнем уроке мы говорили о параллельности.

Мы повторили это понятие в геометрии, увидели параллельность в ваших тетрадях и на улицах нашего города, поговорили о параллелизме в поэзии и в прозе.

Что же, на ваш взгляд, общего и чем различается понятие параллельности относительно разных предметов?

 Название «параллельность» общее. Пересекаются или не пересекаются – отличие.

 

То есть одно понятие может проявляться по-разному относительно разных предметов. Так же и у вас могут быть разные взгляды, разные точки зрения, но при этом нужно быть внимательным и чутким к окружающим нас людям и ко всему миру.

Наш урок был примером тому, что только внимательному и чуткому человеку откроется всё многообразие нашего мира.

 

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… —

так говорил Николай Иванович Рыленков.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

 

Чтобы и в вашу душу нахлынули созвучья, мы предлагаем вам парами создать синквейны по теме нашего сегодняшнего урока.   С синквейнами вы уже встречались на таких уроках, как история и литература. 

 

Синквейны составляются по определенной схеме:

 

1строка – существительное,

2строка – два прилагательных к данному существительному,

3 строка – три глагола к данному существительному,

4 строка – смысловое предложение,

5 строка – эмоциональное отношение.

 

Читают свои синквейны.

 

Мы хотим закончить сегодняшний урок нашим синквейном:

 

Урок.

Интегрированный, познавательный.

Обучает, развивает, воспитывает.

Цель: образованные, гармоничные ученики,

С главным достоинством – человечность.

 

Надеемся, что и вы не предадите наших надежд.

 

8. Домашнее задание.

 

Написать свои рассуждения на тему: «Понятие параллельности в разных предметах».

 

Тетради с задачами сдайте, пожалуйста, на проверку.

Спасибо за работу. Урок окончен.

 

×
×