Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Серёгина Татьяна Ивановна

            Духовно-нравственное воспитание школьников.

                                               «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит».
                                 Абу Саади  (поэт-моралист)

         В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

        Я, как классный руководитель, считаю, что важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Цель учителя: помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности — первая заповедь моих классных коллективов. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой. Я стараюсь   избегать общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.   

         В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:

— любящий свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 — любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 — готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой

 — доброжелательный, умеющий высказать своё мнение, обладающий основами коммуникативной культурой;

 — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 — выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.    

       В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения. Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

        Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь.  
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать  учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

       Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров. 

      Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета «Окружающий мир».

    Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.

        Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником.

        Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как:

— доброта;

— уверенность в себе;

— щедрость и открытость души;

— умение наслаждаться окружающим миром;

— гордость за страну;

 — патриотизм;

— стремление сделать свою страну лучше;

— открытие своей малой Родины и т.д.

        Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.

       Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. На которых даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.    

         Так же важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.   

        Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе.  Кропотливая работа в этом направлении ведётся 4 года и приносит результат. Правила поведения входят в привычку ребят, если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение, постоянно требовать их соблюдения.                                                                                                      Правила товарищества, правила дружной работы,  правила вежливости мы разработали совместно с учащимися 1, 5 и 9 классов и работаем над ними на протяжении обучения в школе.
      Доброжелательные взаимоотношения в классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д. Всю работу в классах я организую через систему проведения коллективно-творческих дел (КТД), через взаимодействие учащихся 1 и 5, 2 и 6 классов, что предполагает широкое участие каждого ученика и взрослого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Во всех своих делах я, как учитель, постоянно опираюсь на огромный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяю и использую в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Как результат: не только четыре года обучения ребенка в начальной школе они проживают одной дружной семьей, но и взаимодействуют в дальнейшем. Мы проводим много праздников.  Так, например, интеллектуально-познавательный праздник про кашу. «Ешьте кашу каждый день, силы набирайтесь! А чтоб было веселей, в 1б вы отправляйтесь»… на праздник «Нет пищи краше простой русской каши», на котором в главной роли – роли бабушки был сам учитель. Следующий духовно-нравственный праздник «Я и имя мое». «Имя – стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия… Именем и словами создан и держится мир». Запомнился детям и родителям познавательно-информационно- исследовательский проект «В гостях у тети Кошки», кульминационным моментом которого было появление настоящего кролика. Самым нежным, приятным и трогательным был Бал цветов «Дарите людям радость». Ведь, кто выращивает цветы- тот приносит радость и себе, и людям! Полезно-развлекательный диспут «За чашкой чая – не скучаем!», как тут не вспомнить правила поведения за столом, правила вежливости.  Совершили заочное путешествие «Сегодня нам Антошка все расскажет о картошке», где главной героиней была сама госпожа Картошка и т. д                                                                                              В заключении хочется сказать: я считаю, что важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников, что создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания.    Моя задача, как педагога — превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.

 

×
×