ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИК

Автор: Секисова Наталья Владимировна

Секисова Наталья Владимировна

преподаватель художественно-графических дисциплин

ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

г. Чита, Забайкальский край

 

инкультурация личности студента колледжа в процессе реализации художественно-творческих практик

 

Аннотация. В статье представлен процесс реализации художественно-творческой деятельности в рамках творческой мастерской как эффективная практика, способствующая целенаправленной, позитивной инкультурации личности.  

Ключевые слова: инкультурация, художественно-творческая деятельность, проект.

 

Современный процесс обновления всех сфер жизнедеятельности современного общества, ориентация на национальные и общечеловеческие ценности, возрождение культурных традиций России актуализируют вопросы развития творческой личности, активно участвующей в социокультурных преобразованиях.

Задача общекультурного развития студента колледжа в контексте его профессионализации в настоящее время часто связана с проблемами инкультурации в современном социуме.

Инкультурация, под которой понимается процесс вхождения личности в культурное пространство общества и творческого саморазвития в нем, формирование духовной культуры человека через восприятие искусства и собственную творческую деятельность, требует комплексного, системного, педагогически организованного подхода. 

В Читинском педагогическом колледже на специальности Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства процессы преобразования личности студента в духовно-познавательном и творческом плане реализуются в совместном творчестве педагога и студента на основе субъект-субъектных отношений.  

Организация художественно-творческой деятельности в форме педагогической (творческой) мастерской обеспечивает эффективное решение задач культурной преемственности, развития индивидуальности, подготовки личности к успешной инкультурации в социуме и культуре. Организованная культуросозидательная среда в рамках педагогики сотрудничества, сотворчества формирует творческую мотивацию для созидания; способствует  продвижению группового творчества и развитию траектории культурного саморазвития каждого из участников. 

В реализации художественно-творческой деятельности педагога и студентов практика мастерской включает три этапа. Первое – это созерцание, то есть наблюдение за природой, за жизнью людей, стремление проникнуть в суть и понять наблюдаемое. Это, как правило, продолжительное и многократное рассматривание, размышление, эмоциональное восприятие, собирание фактов. Второй этап – проектирование:  творческий процесс создания образа будущего художественного продукта. Третий этап – это  созидание, в котором осуществляется апробирование своих практических умений и  способностей.

В качестве примера художественно-творческой практики можно представить реализованный в 2022 году студенческий групповой проект «Широкая масленица».

Для проведения работы по этому направлению на этапе созерцания нами были проанализированы исторические и культурные традиции русского праздника, изучены образцы художественного творчества русских художников о Масленице.

На этапах проектирования и созидания были распределены идеи будущих жанровых композиций,  выполнен композиционный поиск  и  эскизирование. Сложность заключалась в том, что жанровые композиции ребят должны быть многофигурными.  После совместного обсуждения и утверждения эскизов, все участники приступили к выполнению линейно-конструктивного решения композиций в формате А-1, а затем к работе живописными материалами.

Далее работы были оформлены и представлены в экспозиции в картинной галерее колледжа. Студенты реализовали сценарий торжественного открытия выставки в форме этнокультурного праздника для молодежи, т.к. праздник — это проявление всех форм и видов культуры общества, начиная от принятых норм поведения, заканчивая демонстрацией нарядов, изучению фольклора и исполнением традиционных песен. К организации праздника были привлечены и студенты специальности Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

Интересным элементом презентации проекта стала экскурсия для студентов, осуществленная авторами работ. Данный прием способствует формированию навыков художественного анализа у студентов, развитию их эмоционального интеллекта.

По мнению студентов, в результате проектной деятельности, удалось «погружение» в культурные традиции российского общества.  Данная практика может способствовать социокультурному и  профессиональному становлению обучающихся.

Список литературы

1. Комарова, Г.Н. Художественно-эстетические практики в развитии личности / Г.Н. Комарова // Вестник МГУКИ. — Москва, 2006. — № 5. — С.81-89

2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шавлы Амонашвили, 1995. — 496с.

3. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. -М.: Высш. шк., 2015. 310 с.

4. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / H.H. Ярошенко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М., 2015.-204 с.

×
×