Автор: Рашевская Светлана Николаевна
Индивидуально-образовательная траектория как новый подход к формированию личностного потенциала школьника
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Школе необходимо сформировать личность свободную и толерантную, ответственную и инициативную, любознательную и креативную, умеющую добывать и применять полученные знания, не только видеть проблемы, но анализировать и решать их. Это непростая задача.
В каждом ученике природой заложены определённые способности и наклонности, поэтому для меня, учителя, важно решение таких задач, как определение индивидуальной траектории развития ученика, раскрытие потенциала личности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия, включение учащихся в разные виды деятельности.
Как обучить одновременно всех детей, но по-разному? Реально ли это осуществить на практике?
Из опыта своей работы скажу, что технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) — один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, которая позволяет организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации, лежащих в основе построения индивидуальных траекторий, так как дает возможность учащимся выбирать:
ü уровень, объём содержания предметного знания (не ниже базового);
ü информационные источники для усвоения (учебник, дополнительная литература);
ü способ учения в соответствии с индивидуальными особенностями (типом мышления, памятью);
ü темп продвижения по теме;
ü форму, время и вид контроля по согласованию с учителем
В персонализированном образовании учащийся находится в центре образовательного процесса, а роль учителя как наставника и помощника возрастает. И если урочное планирование основано на том, что все ученики движутся в одном темпе, то для перехода к персонализации учащимся предоставляется возможность выбора способов освоения учебного материала – движение по модулям в своем темпе. Такое модульное планирование позволяет пройти все необходимые для достижения учебной цели этапы, позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата, дает возможность каждому учителю создавать собственные модули непосредственно под себя и своих детей.
Персонализированное образование предполагает большую степень самостоятельности учащихся: им нужно делать осознанный выбор, работать индивидуально или в группе без прямого руководства со стороны учителя.
Традиционно учитель рассматривается как авторитет в классе, как основной источник знаний, эксперт в своей области. Но в персонализированном образовании учитель — это партнёр учащихся на пути к поставленной ими самими цели. Если партнёр видит, что нужно оказать помощь, он помогает. Если он видит, что учащийся в состоянии двигаться сам, — уходит в сторону, убедившись, что учащийся идёт в правильном направлении. Характерные признаки партнёрских отношений: отход от центральной роли в классе, умение задавать вопросы и слышать точку зрения учащегося, способность к достижению договорённостей и компромиссам.
Учащиеся часто слышат: «Учёба — это твоя работа», «Школа — второй дом». Если это работа, то рабочее место учащегося должно способствовать тому, чтобы можно было максимально самостоятельно выполнять свою работу. Если школа и класс — второй дом, значит, дом должен быть комфортным, в нём должно присутствовать что-то от личности учащегося. Где-то на стыке между «учёба — моя работа» и «школа — мой второй дом» и возникает представление о том, какой должна быть среда персонализированного образования.
Развитие личностного потенциала — важнейший результат персонализированного обучения в школе по индивидуальной траектории.