«Викторина про осень»

Автор: Колобкова Екатерина Борисовна

Занятие по экологии в подготовительной группе

«Викторина про осень»

Автор: Колобкова Екатерина Борисовна

Цель:

Экологическое воспитание в процессе экспериментальной деятельности, бережного отношения к природе и применение полученных знаний в жизни.

Задачи:

Уточнять и закреплять представления детей о признаках осени; Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала;

Учить ориентироваться в разных ситуациях общения, внимательно слушать собеседника и адекватно реагировать на речь говорящего;

Учить видеть и понимать возможные опасности, которые могут последовать не за соблюдением правил безопасного поведения у водоема;

Расширять представления детей о месте человека в природе, о том как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы об осени, рассматривание репродукции на осеннюю тематику, рисование осенних пейзажей, проведение бесед об осенних явлениях, показ презентации, проведение элементарных опытов с различными видами материалов, проведение дидактических игр, наблюдения на прогулке…..

 

Дети заходят в группу и встают в круг:

Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся. — Здравствуйте ребята! — Ребята отгадайте загадку: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень).

— Правильно, речь сегодня у нас пойдет об осени, которая сейчас за окном. — Вы уже много знаете об осени, поэтому сегодня рассказывать о ней будете вы сами. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Для нее приготовлено много вопросов. — Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. Сыграем в игру «Найди свою группу». — У нас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, команды комплектуются и

получают свое название. — Мы разделились на команды, предлагаю вам занять свои игровые столы. — Еще раз напоминаю правила игры, командам по очереди будут задаваться вопросы. Ваша задача их внимательно слушать. Затем обсудить вопрос в командах – значит посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать на него. И дать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. — Ну, что команды готовы? (Да) — Тогда мы начинаем.

В нашей игре встречаются две команды знатоков: листочки и овощи. Поприветствуем друг друга! — Внимание! Первый раунд!

1. Какие времена года вы знаете? ( Ответ: Зима, весна, лето, осень) 2. Назовите осенние месяцы? (Ответ: Сентябрь, октябрь, ноябрь)

3.Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»? (Ответ: осенью – сбор урожая, а весной урожая нет)

4.Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью? (Ответ: осенью)

5. Что собирают осенью? (Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья)

6. Продолжите пословицу: Цыплят по осени …считают. Осень – на дню погод …восемь. Осенью и у воробья — …пиры. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да … сытна. 7. Назовите основные приметы осени? ( Ответ: Становится холодно. Дети одевают шапки, куртки и резиновые сапоги. С деревьев опадают листья. Солнце появляется реже. небо чаще всего затянуто серыми облаками; солнышко появляется уже не так часто, поднимается невысоко и почти не греет; день становится короче, температура воздуха понизилась, появились первые заморозки, ясных дней почти нет, погода чаще облачная, пасмурная. Осенние дожди мелкие, холодные, моросящие, затяжные. Над озёрами и реками нависают густые туманы. Из-за понижения температуры и первых заморозков на земле, крышах домов, траве появился иней. Поздней осенью идёт мокрый снег. Он быстро тает, но мы чувствуем приближение зимы. А ещё в конце осени на реках и озерах происходит ледостав – водоёмы покрываются льдом.

8. Что происходит с деревьями осенью? (Ответ: с приходом осени листья на деревьях и кустарниках меняют свою окраску, начинается процесс увядания. Листья опадают — листопад. Но оказывается, не все деревья осенью сбрасывают листву, некоторые остаются зелёными круглый год. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, они меньше требуют влаги и испаряют её меньше, чем лиственные.) 9. Какие перелетные птицы улетают? (Ответ: утки, грачи, журавли, лебеди,

скворцы, ласточки, дрозды, жаворонки, чибисы, зяблики, иволги, аисты и цапли. 10. Что делают осенью лесные обитатели? (Белка к зиме дупло делает большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежат сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем -яблоки. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку. Голодная лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах. заяц меняет окраску в белый цвет. -Вот и закончился наш первый раунд.

— А сейчас музыкальная пауза Танец «Колосок»

-Внимание! Второй раунд!

— К нам на викторину пришло письмо от Знайки, он академик экологических наук. Давайте его прочитаем (слушают письмо)

Знайка:

«Здравствуйте ребята! Сейчас наступила осень, а скоро наступит зима. Люди ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки. Скоро наступит зима и все закроет снегом. Но когда снег начнет таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплывет в водоем. От этого мусора всем жителям воды стане очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?» — Ребята, действительно очень много мусора после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы. -Так как же помочь нам нашему Знайке? — Подумайте и скажите, как можно очистить пруд от мусора? (Дети высказывают предположения: прочесть в книге, спросить у взрослых, сходить с родителями на пруд) — А можно ходить к водоему детям одним? ( Нет. Только с взрослыми) -А почему? ( Потому-что можно упасть в воду, утонуть или провалиться т.д.) — Молодцы. Вы правильно все сказали.

 

Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений) Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть) И домой скорей пойдем (шаги на месте)

 

— Внимание! Третий раунд! Практический.

— Мы, предлагаем вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да) — Для этого мы приготовили вам искусственный водоем. И вам нужно подумать, как очистить его от мусора. — Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре) — Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули? А какие лежат около воды? ( Дети называют предметы, которые плавают, утонули и лежат около воды) — Собранный мусор, куда мы положим? (В мешки для мусора) — При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не поранить руки. ( Дети: быть осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т.д.) — Работа будет трудная, но легче справится, когда есть, кому помочь. Поэтому мы будем работать в парах. А для этого нам нужно распределиться, кто, чем будет работать. Нужно взять карточку со стола: бабочки – с правой стороны стола, а цветочки – с левой. И найдите себе напарника в соседней команде. — Нам могут понадобиться инструменты для очистки. — Мы приготовили вам предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки, сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т.д.) — Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? Вам нужно достать их не замочив руки. (Дети высказывают предположения и проверяют свою версию) — Молодцы. Достали все предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали? (Объясняют, что на дне лежали тяжелые предметы. Достали их магнитом, потому что они металлические и магнит их притянул.) — А предметы, которые были на воде? Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. Объясняют, что предметы на воде были пластмассовыми, резиновым, деревянными они легче воды, поэтому плавали на поверхности) — Молодцы. Справились с заданием. — А как же сделать так, чтобы этого мусора вообще не было? (Не кидать, не мусорить, предупреждать всех, что мусорить нельзя и т.д.)

-Музыкальная пауза Песня «Осень»

— Внимание! Четвертый раунд!

— Мы уже с вами потренировались в очистке пруда. Но ведь когда мы уйдем. Кто-то снова может прийти и накидать мусор. — Вам нужно что-то придумать, чтобы люди знали, что загрязнять водоемы нельзя. (Дети высказывают предположения и предлагают сделать запрещающий знак) — Давайте сделаем запрещающий знак и поставить его у водоема. — Мы вам для этого приготовили запрещающий знак, картинки, клей. Ваша

задача сделать знак таким, чтобы люди сразу поняли, что мусорить и загрязнять водоемы нельзя. Дети изготавливают запрещающий знак. — Молодцы, вы очень быстро справились с этим заданием. — Покажите гостям наши знаки. — Есть такая поговорка: «Чистота не там где убирают, а там где не мусорят» Чистота всем нравится, да не у всех получается. — На этом наша викторина закончена, вы были активными, дружными, умными, ответственными, инициативными. Победила дружба. — До свидания.

×
×