Автор: Тринеева Ольга Валентиновна
Круглый стол для педагогов ДОУ по теме:
«Роль экологического воспитания в формировании нравственных ценностей у дошкольников».
Старший воспитатель ВК МДОАУ №124
Тринеева О.В.
Цель:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам экологического образования дошкольников (образовательная область «Познавательное развитие») в аспекте ФГОС ДО.
2. Систематизировать знания педагогов в формировании нравственных ценностей дошкольников посредством экологического воспитания.
Оборудование :телевизор, презентации по теме творческой лаборатории, оформление наглядного материала по теме.
План:
1. Организационная игра «Поляна настроения»
2. Вступительное слово.
3. Актуальность формирования нравственных ценностей у дошкольников посредством экологического воспитания»
4. Притча о силе антропогенного вмешательства в природу.
5. Игра «В мире животных»
6. Цели, формы и методы экологического воспитания (игра «Дополни определение»
7. Рефлексия.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
1.Организационная игра.
«Поляна настроения» — выбрать смайлик с изображением настроения, соответствующему началу мероприятия (рассказать почему)
2. Вступительное слово «Взаимосвязь нравственного и экологического воспитания».
Понятия «нравственное воспитание» и «экологическое воспитание» взаимосвязаны и дополняют друг друга. Так по определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Экологическое воспитание дошкольников — составная часть нравственного воспитания
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа.
Перечислить какие нравственные качества формируются в дошкольном детстве(механизм формирования).
3.Актуальность формирования нравственных ценностей у дошкольников посредством экологического воспитания».
Мы говорим о нравственных ценностях, формируемых в процессе экологического воспитания. Что же такое ценности?
Ценность – это положительная значимость чего- либо, не поддающееся сомнению.
В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Несомненно, что нравственноеначало очень важно для экологического
воспитания ребенка, но это только один изего аспектов, хотя и очень значимый.
Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека.
Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки.
Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет.
Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными
экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.
4.Притча.
«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».
Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.
Пытаясь творить добро, человек может навредить ей.
5.Дидактическая игра «В мире животных» — знакомство педагогов с авторской игрой.
Цель: Формировать эмоциональный отклик на внешний вид животных. Закреплять представления детей о диких и домашних животных, условиях их обитания, особенностях питания и приспособления к окружающей среде.
Задачи:
—формирование эмоционального отношения к животным, умение объяснить, почему именно эту эмоцию вызывает данное животное(выбрать смайлик, соответствующий вызванной эмоции) ;
— дать детям достоверные сведения о жизни, повадках животных, дополнить основные сведения интересными фактами из жизни животных;
— сформировать у детей экологически сообразное поведение в природе;
— формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе;
— формирование представления детей о взаимосвязях в природе: живая природа природные явления, человек природа;
— продолжение работы по обогащению природоведческого словаря, по закреплению навыка согласования прилагательного с существительным;
— вызвать интерес к животному миру.
6. Игра «Змейка» Педагоги предают листок бумаги на котором необходимо написать «Задачи нравственного воспитания в процессе экологического образования дошкольников». Каждый педагог записывает ответ, затем сгибает листок и передаёт следующему участнику игры, пока каждый не запишет свой ответ. При этом педагоги не должны смотреть, что написал предыдущий участник игры. Затем озвучивается полный ответ на заданный вопрос.
Цель экологического воспитания, как составного нравственного воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
— образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
— воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; нравственного отношения к живому;
— развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
для того чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
— экологические занятия;
— экологические экскурсии;
— уроки доброты;
— экологические конкурсы;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
— коллекционирование;
— экологические игры (дидактические, имитационные — игры моделирование экосистем, игры путешествия);
-природоохранные акции
7. Рефлексия (лист обратной связи)
«Поляна настроения» — какое настроение в конце мероприятия? Почему? Выложить смайлики на полянку настроения.
Самостоятельно разработанная дидактическая игра: «В мире животных»
Цель: Формировать эмоциональный отклик на внешний вид животных. Закреплять представления детей о диких и домашних животных, условиях их обитания, особенностях питания и приспособления к окружающей среде.
Задачи:
—формирование эмоционального отношения к животным, умение объяснить, почему именно эту эмоцию вызывает данное животное(выбрать смайлик, соответствующий вызванной эмоции) ;
— дать детям достоверные сведения о жизни, повадках животных, дополнить основные сведения интересными фактами из жизни животных;
— сформировать у детей экологически сообразное поведение в природе;
— формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в природе;
— формирование представления детей о взаимосвязях в природе: живая природа природные явления, человек природа;
— продолжение работы по обогащению природоведческого словаря, по закреплению навыка согласования прилагательного с существительным;
— вызвать интерес к животному миру.