8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Мнемотехника как современная образовательная технология»

Автор: Номоконова Алена Владимировна

«Мнемотехника как современная образовательная технология»

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Предлагаю вам материал по опыту использования технологии «мнемотехника» в среднем дошкольном возрасте. Данный материл будет полезен воспитателям детских садов.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным.

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Недостаточно развиты:

• компоненты связной речи

• навыки культурного речевого общения

• словарный запас

• психические процессы.

Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи (как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.

Основа обучения – развитие творческого познания.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей:

• «Речевое развитие»,

• «Познавательное развитие»,

• «Социально-коммуникативное развитие»,

• «Художественно-эстетическое развитие»,

• «Физическое развитие».

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Структура мнемотехники

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Год назад я начала использовать технологию «мнемотехника » в своей работе с среднего возраста. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидела эффективность этой технологии.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.

Я их использую для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.

Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно).

А далее стали переходить конкретно к мнемотаблицам.

При создании мнемотаблиц для детей среднего возраста начали переходить от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Первый плод — это коллективная работа мнемодорожка на стихотворение «Ходит-бродит осень»

При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии «мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей в дальнейшем к школьному обучению.

Закончить свое выступление я хочу словами Плутарха «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»

×
×