8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».

Автор: Фаина Васильевна Сысыкина

Методическая разработка по теме: 

 «Контрольно-оценочной деятельности

обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Подготовила:

                                                         Учитель музыки

Сысыкина Фаина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Урок музыки — это постоянное творческое общение между музыкой — учителем — детьми, между композитором — исполнителем — слушателем.

Одна из целей модернизации школьного оценивания — сделать оценку учащихся более содержательной и увлекательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности учащихся. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Тем самым к решению проблемы  «контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС»  нужно подходить не просто ответственно, но и творчески как настоящий художник или мастер творческого дела.

     Федеральный государственный  образовательный  стандарт  начального,  общего  образования  предполагает  формирование  у  обучающихся  метапредметные  результатов,  в  частности  становление  внутренней  мотивации  ребёнка  к  учению,  умений  производить  самооценку  и  самоконтроль,  ставить  цель  и  достигать  её.

                                                                                                               

Приёмы по  формированию  контрольно-оценочной  деятельности  младшего  школьника

                оценочные шкалы — волшебная линеечка

                балловая система самооценки

                Ведение  листа  контрольных  достижений;

                Использование  «значков  отличия»

                Оформление  «лестниц  учебного  роста»;

                Заполнение  «листов  отслеживания  выученных  произведений»

                    Работа  с  перечнями  материалов  для  самостоятельной  работы

      (список музыкальных инструментов  для  дополнительного  слушания музыки);

                    Заполнение  рефлексивных  таблиц  освоения  учебного  материала.

         Ведение  портфолио (дипломы с вокальных конкурсов или олимпиад но музыке)

 

1.Волшебная линеечка 
количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом  уроке

не только те, которые отражают знания детьми материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение; критерием, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности, а также критерии, отражающие ценностный потенциал (Композиторкой — Исполнительской – Слушателской деятельности)

 

 

 

 

Существует 3 варианта самооценки письменных работ

         Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;

         Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.

         Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах

   Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Например: контрольная работа по предмету музыки состоит из трех частей или трех видов деятельности.

         Теоретическая   (Знание понятий, определений, композиторов)

         Слушательская (Знание жанров, форм, элементов музыкальной речи, название музыкальных инструментов и произведений)

         Практическая  (Умении выполнять предложенные задания, знание нотной грамоты, знание музыкальных символов )

         А также можно оценивать и  грамотность, актуальность и внимание

 

          

                  

 

            

 

 

 

 

2. Балловая система самооценки (при оценке письменных работ)

         не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы;

         разработка балловой системы происходит совместно учениками с учителем;

         используется принцип относительности (учитывается объем и сложность предлагаемого материала).

 

Основные

умения

задания

Прогностическая оценка

Итоговая оценка

Умею петь мелодии  по интонационно-высотной схеме

Пример 1

               2                

 

 

Умею привести соответствие муз. Инструмента и вида оркестра

Скрипка – Симф-ий оркестр

Балалайка  — Народный

Орган – камерный оркестр и т.д.

 

 

Умею определят Композиторов по музыкальным произведениям

П.И. Чайковский —  Камаринская

 

 

 

3. Лист  индивидуальных  достижений  обучающегося – таблица, которая  вкладывается  в  дневник  и  заполняется учеником  в  течение всей  четверти

 

музыка

 число

 

 

 

 

 

Повторение

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

 

 

Исполнение песни

 

 

 

 

 

Игра на муз.инструментах

 

 

 

 

 

 

 

4.Оформление  «лестниц  роста»-


индивидуальные  таблицы  прохождения  учебного  материала

         «Музыкальные произведения»

         «Музыканты, Композиторы »

         «Нотная грамота».

         «Музыкальные инструменты»

 

    

 

 

и  т. д.

 

                                                                

                                                     П.Чайковский:  «Сладкая греза», «Вальс»,

                                                          «Марш деревянных солдатиков».

                              

                              р.н.п. «Во поле береза стояла»

                               греческий танец «Сиртаки»

               

                П.И.Чайковский «Па-де-де»

                   Д.Кабалевский  «Песня о школе».

 

        

  Я не узнал и не запомнил          

 Я узнал, но не запомнил                 

        

  Я думал, что знал                        

 Я узнал, я запомнил

 

Лестницу можно комбинировать, как угодно отдельно по видам деятельности и конечно все вместе!

 

          Листы  отслеживания  выученных  наизусть  произведений

Заполнение  «листов  отслеживания  выученных  наизусть  произведений» — своеобразный  индивидуальный  план  обучения,  «индивидуальное  табло»  учёта  достижений  ребёнка.  Такие  списки  имеют  большое  значение, в  них  обозначены  все  произведения  для  заучивания  в  течение  учебного  года, что  даёт  возможность  формировать  у  ребёнка  умение  распределять  своё  время, воспитывать  у  него  ответственность  перед  родителями, одноклассниками  и  учителем. 

 

 

 

           Составление  списка  музыкальных инструментов  для  дополнительного  слушания музыки.

Действительным  способом  повышения  учебной  активности  обучающихся  является  ознакомление  детей  и  их  родителей  со  списками  дополнительного  учебного  материала.  Списки  музыкальных инструментов  для  дополнительного  Слушания, Размещаются на школьном портале или дневнике. ру, в разделе домашнее задание они  помогают  родителям  младших  школьников  подобрать  произведения  для  домашнего  слушания,  облегчают  их  работу  по  поиску  дополнительных  музыкальных произведений  и  отслеживанию  круга  интересов  ребёнка.

             «Живой звук, которые  я  слушаю!»

 

Композитор

Произведение

Музыкальный инструмент

Моя оценка

Рассказал родителям, другу, учителю (указать, кому)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы, рекомендации учителя:

         При безотметочном обучении, я использую

«Лист индивидуальных достижений».

Это позволяет мне зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, отмечать уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Эти листы являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Лист индивидуальных достижений

Фамилия и имя ребенка____________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________

промежуточного этапа (2)______________________________________

контрольного этапа (3) ________________________________________

уровень

развития

Параметры музыкальных способностей

метро-

темпо-

ритм

чувство

ритма

чувство

звуковы-

сотности

гармоничес-

кое

чувство

динамическое

чувство

эмоциональ-

ная

отзывчивость

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рефлексивные  таблицы  освоения  обучающимися  учебного  материала

    По  каждой  изучаемой  теме  ученик  заполняет  рефлексивную  таблицу: проставляет  в  графах  «+», если  задание  или действие  выполнено, если он  считает, что  изучил  данную  тему;  «-» — если  ребёнок считает, что  тема  не  изучена, что он  не  выполнил необходимых  действий, не справился  с  заданием  

  

 освоение учебного  материала

 

По  каждой  теме  ребёнку  предоставляется право

заполнить  три  строки, что даёт возможность  ученику,

который  не усвоил тему, определение или правило с

первого раза, имеют возможность его  повторить,

выполнить дополнительные упражнения.

 

         Рефлексия
1.Анкетирование

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется 

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

 

2.«Условные знаки» В оценочной карте

 

Дата урока

Вопросы Учителя

Кол-во карточек

за 1 правильный ответ 1 муз. карточка

1

2

3

4

5

6

7

8

10.10.2015

/

0

V

W

+

0

W

0

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил. 
Значки можно выбирать произвольно. 
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

3. «Утверждение» 

Выбери верное утверждение:

         Я сам не смог справиться с затруднением; 

          У меня не было затруднений; 

         Я только слушал предложения других; 

          Я выдвигал идеи…. 

4. «Рефлексивный экран» 

Сегодня я узнала… 
Мне было интересно… 
Мне было трудно… 
Теперь я могу… 
Я почувствовала, что … 
Я приобрела… 
—Я научилась… 
Я смогу… 
Меня удивило… 
Я попробую… 
—

Мне захотелось… 
Мне сегодня удалось… 
Для меня было открытием, что … 
На мой взгляд удалось… 
Я бы учла на будущее… 
На уроке было важным… 
Завтра я хочу на уроке… 
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?.. 
Что учесть на будущее?.. 

Выводы:

1. Происходит реальное развитие оценочных умений

2. Снижается уровень общей и учебной  тревожности

3. Осуществляется дифференциация  не только по

процессу, но и по результату обучения

4. Оценивание  позволяет увидеть

достижения ученика в  сравнении с самим собой

 

Общепризнанно, что творческий процесс — это постоянный поиск. Новые подходы к системе оценивания на уроке музыки в общеобразовательной школе помогут учителю выйти на новый уровень индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

                                             Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. БРО, Томск, 1993. — 7.

                                             Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования. Психологические критерии качества знаний школьников. Под. ред. И.Я. Якиманской. – М., 1990. – с. 5 – 20.

                                              Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. – 145 с

                                             Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999. – 121 с.

                                             Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» 6, 1999 год, с.17

                                             Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001

                                             Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

                                             Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

                                             Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.

                                             «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

                                             Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» 1,2005г

— Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996

×
×