8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Использование ТРКМ при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

Автор: Литвинова Елена Владимировна

 

Использование  ТРКМ  при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

 

Написание эссе является одним из заданий и ЕГЭ по русскому языку. Смысл  этого задания можно выразить словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо по предложенному авторскому тексту, в письме ценятся самостоятельность, умение понимать проблемы текста, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблем, достаточная аргументация и лаконичность.

 

Как правильно понять исходный авторский текст? Это непростая задача, тем более для учеников с разным уровнем мышления, интеллектом и подготовкой, поэтому я предлагаю ученикам пользоваться  универсальной схемой-вопросником (приложение 5),

 

 

 

Универсальная схема – вопросник

 

  1. О чем текст? (Узнаешь тему)
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблему)
  3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего?(Увидишь основную проблему)
  4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель)
  5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств)
  6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля)
  7. Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию)

 

  1. ? (В тексте говорится о том, как совместными усилиями несколько участников процесса помогли деду, вытащили репку и в итоге получили хороший урожай).

 

Итак, первый вопрос: о чем текст? Договариваемся сразу, что это будет слово или словосочетание. «О Колобке, о животных, о том, как Колобок ушел из дома, о хитрой Лисе» – первые высказывания не очень оригинальны. В конце концов мы определяем, что текст о путешествии Колобка. Это тема.

 

Далее второй вопрос. Тут уже была предложена масса вариантов ответов:

 

– проблема отцов и детей (Колобок ушел от бабушки и дедушки без спроса);

 

– проблема бездетности (происхождение Колобка);

 

– проблема зазнайства (Колобок был недоброжелателен по отношению к животным);

 

– проблема ума (только глупое существо может уйти в неизвестный мир и залезть Лисе на нос);

 

– проблема наказания за гордость (Лиса съела обнаглевшего Колобка) и т.д.

 

При работе над третьим вопросом обращаем внимание на то, что в сказке повторяется несколько раз одна и та же ситуация: Колобок встречается с животными, которые хотят его съесть, но он весьма наглым образом от них уходит, очень уверенно и совершенно без страха. Значит, у него завышена самооценка. Это и есть основная проблема текста. Для учеников это всегда является открытием.

 

Четвертый вопрос. Все бы хорошо, да вот только «пафосного» Колобка в финале сказки съедает Лиса, то есть ни к чему хорошему его самоуверенность не привела. Значит, автор хотел предупредить читателей, что завышенная самооценка ведет к потере бдительности и осторожности, а следовательно, к трагедии. Это и есть цель текста, или его основная мысль.

 

Отвечая на пятый и шестой вопросы, мы пытаемся разобраться, что же помогло нам понять настроение Колобка и его отношение к себе и окружающим. Конечно, его слова о том, что он «от бабушки ушел и от дедушки ушел». (Кстати, ребята не всегда могут точно воспроизвести слова Колобка, мы это сделали совместными усилиями). Причем это не просто текст, это песенка. Почему же именно песенка? Ответ очевиден: а что же еще может Колобок, если у него нет ни рук, ни ног, ни туловища? Только петь, это единственное, чем он может гордиться.

 

В процессе подобной работы над сказкой мыслительный процесс у учеников все более активизируется. Никто даже предположить не мог, что в этой знакомой с детства, всем известной сказке, о назначении которой вряд ли кто задумывался, может быть такой глубокий, а главное, современный и актуальный смысл. Поэтому, когда мы подошли к обсуждению седьмого вопроса – определению авторской позиции и авторских аргументов, – вариантов было очень много, и один оригинальнее другого:

 

«Автор (он же народ – мы это помнили) осуждает подобное поведение Колобка, потому что

 

– он погиб, никому не принеся пользы;

 

– он заболел «звездной болезнью», и это привело к трагедии;

 

– он обидел животных;

 

– он не такой как все (одна голова) и от этого возгордился;

 

– он разбил родительские сердца;

 

– он слишком высоко вознесся над другими» и т.д.

 

Все эти аргументы нисколько не противоречили авторскому тексту, и в результате ученики очень серьезно и глубоко проанализировали предложенную сказку. Следствием этой работы явилось желание ребят самим разобрать какую-нибудь сказку по данной схеме, то есть ученики заинтересовались методом критического мышления.

 

Задача оказалась выполненной, деятельность учащихся активизирована, «вызов» брошен. И подобным образом можно отрабатывать все части эссе.

 

Если перефразировать высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о секрете интересного выступления, то получится замечательная формула успешного эссе: ученику «должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней», авторский текст «должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным».

 

Надо сказать, что в письменной работе, в частности в написании эссе, наиболее полно реализуется процесс критического мышления как для ученика, так и для учителя. На письме процесс мышления становится как бы «видимым», а следовательно, доступным для того, кто будет эту работу читать и оценивать. Пишущий всегда активен, он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем багажом знаний, которые у него есть. Он выстраивает аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа, вне зависимости от её вида и жанра, содержит в себе решение некоторой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, письменная работа уже по природе своей носит социальный характер, поскольку пишущий всегда ориентируется на того, кто будет его работу читать. Конечно, для учащихся письмо – самая трудная часть учебного процесса, но оно и самое эффективное средство обучения критическому мышлению.

 

Этапы выполнения задания части С:

 

Эта схема отлично работает для всех видов текстов: и для  художественных, и для публицистических. Для того чтобы мотивировать учеников к деятельности, можно предложить отработать эту схему на произведениях, известных всем, например

 

            Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленные цели.

 

  1. О чем текст? (Узнаешь тему)

 

 (Посадил дед репку – действие, рождающее проблему, как потом получить  продукт урожая).

 

  1. О чем рассказывается в этом тексте? (В тексте говорится о том, как совместными усилиями несколько участников процесса помогли деду, вытащили репку и в итоге получили хороший урожай).
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблему)

 

Предлагается масса вариантов ответов

 

(Одинокой старости; совместного труда, взаимопомощи, уважения друг к другу, сельскохозяйственных достижений (очень большая репка), взаимоотношений кошек и собак, тяжести крестьянского труда, счастья при достижении желаемого и т.д.).

 

В итоге выбрали -Как объединить вокруг себя людей? Как добиться желаемого? Как помочь ближнему? Как сохранить семейные ценности?

 

Какие проблемы поднимаются в данном тексте?

 

Какие ключевые слова? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, тянут-потянут. Эти слова помогают конкретизировать процесс и определить участников действия).

 

Какой вывод делает автор?  (Автор говорит о том, что любое самое трудное дело под силу, если все выполнять с желанием и сообща).

 

На этом этапе учащиеся должны найти главную проблему данного текста – только совместным трудом можно добиться желаемого результата.

 

4.  Затем учащимся предлагается прокомментировать сформулированную проблему, определить степень ее актуальности и обозначить авторскую позицию. На экране появляются опорные словосочетания:

 

Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином  мнении, определенный этап жизни, древняя, как мир и т.д.

 

Обсудив несколько вариантов, где звучит формулировка проблемы, переходим к устному комментированию. Напоминаем учащимся, что при комментарии нельзя уходить в пересказ и чрезмерное цитирование. Предлагаем учащимся оценить важность и актуальность заявленной проблемы.

 

В работе могут помочь логические схемы первичных текстов. Создавая такую схему, важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами:

 

1. Формулируется тезис, и к нему подбираются аргументы (параллельный способ развития мысли). Первое умозаключение логично переходит в другое, это в следующее и т.д. (последовательное развитие мысли). При этом умозаключение, являясь следствием первого, становится причиной следующего и т.д.

 

2. В тексте возможно соединение разных способов развития мысли.

 

В своей работе учащимся можно использовать следующие конструкции:

 

образец сочинения-рассуждения по сказке «Репка», написанного учеником 11 класса:

 

Как объединить вокруг себя людей? Как добиться желаемого? Как помочь ближнему? Как сохранить семейные ценности? Этими и другими вопросами задаётся автор русской народной сказки, затрагивая проблему коллективного труда на благо семьи.

 

 Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё в стародавние времена люди поняли, что лишь благодаря совместным усилиям можно достичь положительного результата в решении самых сложных задач. Но что мы можем наблюдать сегодня? Многие дети вырастают и уходят из родительского дома, оставляя своих больных и немощных стариков, не помогают им, не хотят трудиться, чтобы облегчить жизнь своим родственникам. К сожалению, для многих сейчас куда важнее собственные интересы.

 

 Автор, рассуждая о вопросах семейных ценностей и крестьянского труда, обращает внимание на то, что именно дружба, взаимопонимание родственников, уважение к старшим способны творить добро. «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!» — вот эталон крепкой сплоченной семьи, в которой каждый готов помочь друг другу. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно помогать ближним, находиться рядом с родными людьми, так как именно гармония в семье может  приносить счастье.

 

 Я согласен с мнением автора в том, что труд на благо семьи – это и есть способ достижения желаемого результата, основа взаимопонимания, которое нужно научиться ценить и беречь. Во-первых, человек ничего не сможет сделать в одиночку, а во-вторых, именно семья всегда поддержит и поможет в жизни.

 

 Примером бережного отношения к совместному семейному труду человека может служить роман М. Шолохова «Тихий Дон». Тяжелый крестьянский труд, родственные взаимоотношения, интересы семьи – вот что объединяет героев романа. Путь главного героя исполнен трагизма и лишений, но именно желание мирно работать на родной земле и воспитывать сына помогло выжить Григорию Мелехову, преодолеть суровые жизненные  испытания и остаться человеком.

 

К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров, когда интересы семьи действительно стоят на первом месте. Мой отец каждый год приезжает в деревню к бабушке и помогает ей сажать картошку. Конечно, бабушка живет не одна, у нее есть помощники, но благодаря поддержке отца и работа спорится быстрее, и семья в сборе. Это доказывает, что семья счастлива только тогда, когда все друг другу помогают.

 

 Стоит прислушаться к мнению автора и понять, что семейные ценности и труд на благо семьи являются ключевыми  для каждого из нас. Нужно уметь помогать ближнему!

 

В процессе подобной работы над сказкой повышается мотивация, никто дажепредположить не мог , что в этой знакомойс детства сказке, может быть такой глубокий, а главное, актуальный смысл.

 

 

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница