Автор: Литвинова Елена Владимировна
Использование ТРКМ при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
Написание эссе является одним из заданий и ЕГЭ по русскому языку. Смысл этого задания можно выразить словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо по предложенному авторскому тексту, в письме ценятся самостоятельность, умение понимать проблемы текста, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблем, достаточная аргументация и лаконичность.
Как правильно понять исходный авторский текст? Это непростая задача, тем более для учеников с разным уровнем мышления, интеллектом и подготовкой, поэтому я предлагаю ученикам пользоваться универсальной схемой-вопросником (приложение 5),
Универсальная схема – вопросник
- О чем текст? (Узнаешь тему)
- Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблему)
- Над каким вопросом автор размышляет больше всего?(Увидишь основную проблему)
- Зачем автор написал текст? (Определишь цель)
- Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств)
- Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля)
- Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию)
-
? (В тексте говорится о том, как совместными усилиями несколько участников процесса помогли деду, вытащили репку и в итоге получили хороший урожай).
Итак, первый вопрос: о чем текст? Договариваемся сразу, что это будет слово или словосочетание. «О Колобке, о животных, о том, как Колобок ушел из дома, о хитрой Лисе» – первые высказывания не очень оригинальны. В конце концов мы определяем, что текст о путешествии Колобка. Это тема.
Далее второй вопрос. Тут уже была предложена масса вариантов ответов:
– проблема отцов и детей (Колобок ушел от бабушки и дедушки без спроса);
– проблема бездетности (происхождение Колобка);
– проблема зазнайства (Колобок был недоброжелателен по отношению к животным);
– проблема ума (только глупое существо может уйти в неизвестный мир и залезть Лисе на нос);
– проблема наказания за гордость (Лиса съела обнаглевшего Колобка) и т.д.
При работе над третьим вопросом обращаем внимание на то, что в сказке повторяется несколько раз одна и та же ситуация: Колобок встречается с животными, которые хотят его съесть, но он весьма наглым образом от них уходит, очень уверенно и совершенно без страха. Значит, у него завышена самооценка. Это и есть основная проблема текста. Для учеников это всегда является открытием.
Четвертый вопрос. Все бы хорошо, да вот только «пафосного» Колобка в финале сказки съедает Лиса, то есть ни к чему хорошему его самоуверенность не привела. Значит, автор хотел предупредить читателей, что завышенная самооценка ведет к потере бдительности и осторожности, а следовательно, к трагедии. Это и есть цель текста, или его основная мысль.
Отвечая на пятый и шестой вопросы, мы пытаемся разобраться, что же помогло нам понять настроение Колобка и его отношение к себе и окружающим. Конечно, его слова о том, что он «от бабушки ушел и от дедушки ушел». (Кстати, ребята не всегда могут точно воспроизвести слова Колобка, мы это сделали совместными усилиями). Причем это не просто текст, это песенка. Почему же именно песенка? Ответ очевиден: а что же еще может Колобок, если у него нет ни рук, ни ног, ни туловища? Только петь, это единственное, чем он может гордиться.
В процессе подобной работы над сказкой мыслительный процесс у учеников все более активизируется. Никто даже предположить не мог, что в этой знакомой с детства, всем известной сказке, о назначении которой вряд ли кто задумывался, может быть такой глубокий, а главное, современный и актуальный смысл. Поэтому, когда мы подошли к обсуждению седьмого вопроса – определению авторской позиции и авторских аргументов, – вариантов было очень много, и один оригинальнее другого:
«Автор (он же народ – мы это помнили) осуждает подобное поведение Колобка, потому что
– он погиб, никому не принеся пользы;
– он заболел «звездной болезнью», и это привело к трагедии;
– он обидел животных;
– он не такой как все (одна голова) и от этого возгордился;
– он разбил родительские сердца;
– он слишком высоко вознесся над другими» и т.д.
Все эти аргументы нисколько не противоречили авторскому тексту, и в результате ученики очень серьезно и глубоко проанализировали предложенную сказку. Следствием этой работы явилось желание ребят самим разобрать какую-нибудь сказку по данной схеме, то есть ученики заинтересовались методом критического мышления.
Задача оказалась выполненной, деятельность учащихся активизирована, «вызов» брошен. И подобным образом можно отрабатывать все части эссе.
Если перефразировать высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о секрете интересного выступления, то получится замечательная формула успешного эссе: ученику «должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней», авторский текст «должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным».
Надо сказать, что в письменной работе, в частности в написании эссе, наиболее полно реализуется процесс критического мышления как для ученика, так и для учителя. На письме процесс мышления становится как бы «видимым», а следовательно, доступным для того, кто будет эту работу читать и оценивать. Пишущий всегда активен, он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем багажом знаний, которые у него есть. Он выстраивает аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа, вне зависимости от её вида и жанра, содержит в себе решение некоторой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, письменная работа уже по природе своей носит социальный характер, поскольку пишущий всегда ориентируется на того, кто будет его работу читать. Конечно, для учащихся письмо – самая трудная часть учебного процесса, но оно и самое эффективное средство обучения критическому мышлению.
Этапы выполнения задания части С:
Эта схема отлично работает для всех видов текстов: и для художественных, и для публицистических. Для того чтобы мотивировать учеников к деятельности, можно предложить отработать эту схему на произведениях, известных всем, например
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленные цели.
- О чем текст? (Узнаешь тему)
(Посадил дед репку – действие, рождающее проблему, как потом получить продукт урожая).
- — О чем рассказывается в этом тексте? (В тексте говорится о том, как совместными усилиями несколько участников процесса помогли деду, вытащили репку и в итоге получили хороший урожай).
- Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблему)
Предлагается масса вариантов ответов
(Одинокой старости; совместного труда, взаимопомощи, уважения друг к другу, сельскохозяйственных достижений (очень большая репка), взаимоотношений кошек и собак, тяжести крестьянского труда, счастья при достижении желаемого и т.д.).
В итоге выбрали -Как объединить вокруг себя людей? Как добиться желаемого? Как помочь ближнему? Как сохранить семейные ценности?
— Какие проблемы поднимаются в данном тексте?
— Какие ключевые слова? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, тянут-потянут. Эти слова помогают конкретизировать процесс и определить участников действия).
— Какой вывод делает автор? (Автор говорит о том, что любое самое трудное дело под силу, если все выполнять с желанием и сообща).
На этом этапе учащиеся должны найти главную проблему данного текста – только совместным трудом можно добиться желаемого результата.
4. Затем учащимся предлагается прокомментировать сформулированную проблему, определить степень ее актуальности и обозначить авторскую позицию. На экране появляются опорные словосочетания:
Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином мнении, определенный этап жизни, древняя, как мир и т.д.
Обсудив несколько вариантов, где звучит формулировка проблемы, переходим к устному комментированию. Напоминаем учащимся, что при комментарии нельзя уходить в пересказ и чрезмерное цитирование. Предлагаем учащимся оценить важность и актуальность заявленной проблемы.
В работе могут помочь логические схемы первичных текстов. Создавая такую схему, важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами:
1. Формулируется тезис, и к нему подбираются аргументы (параллельный способ развития мысли). Первое умозаключение логично переходит в другое, это в следующее и т.д. (последовательное развитие мысли). При этом умозаключение, являясь следствием первого, становится причиной следующего и т.д.
2. В тексте возможно соединение разных способов развития мысли.
В своей работе учащимся можно использовать следующие конструкции:
образец сочинения-рассуждения по сказке «Репка», написанного учеником 11 класса:
Как объединить вокруг себя людей? Как добиться желаемого? Как помочь ближнему? Как сохранить семейные ценности? Этими и другими вопросами задаётся автор русской народной сказки, затрагивая проблему коллективного труда на благо семьи.
Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё в стародавние времена люди поняли, что лишь благодаря совместным усилиям можно достичь положительного результата в решении самых сложных задач. Но что мы можем наблюдать сегодня? Многие дети вырастают и уходят из родительского дома, оставляя своих больных и немощных стариков, не помогают им, не хотят трудиться, чтобы облегчить жизнь своим родственникам. К сожалению, для многих сейчас куда важнее собственные интересы.
Автор, рассуждая о вопросах семейных ценностей и крестьянского труда, обращает внимание на то, что именно дружба, взаимопонимание родственников, уважение к старшим способны творить добро. «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!» — вот эталон крепкой сплоченной семьи, в которой каждый готов помочь друг другу. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно помогать ближним, находиться рядом с родными людьми, так как именно гармония в семье может приносить счастье.
Я согласен с мнением автора в том, что труд на благо семьи – это и есть способ достижения желаемого результата, основа взаимопонимания, которое нужно научиться ценить и беречь. Во-первых, человек ничего не сможет сделать в одиночку, а во-вторых, именно семья всегда поддержит и поможет в жизни.
Примером бережного отношения к совместному семейному труду человека может служить роман М. Шолохова «Тихий Дон». Тяжелый крестьянский труд, родственные взаимоотношения, интересы семьи – вот что объединяет героев романа. Путь главного героя исполнен трагизма и лишений, но именно желание мирно работать на родной земле и воспитывать сына помогло выжить Григорию Мелехову, преодолеть суровые жизненные испытания и остаться человеком.
К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров, когда интересы семьи действительно стоят на первом месте. Мой отец каждый год приезжает в деревню к бабушке и помогает ей сажать картошку. Конечно, бабушка живет не одна, у нее есть помощники, но благодаря поддержке отца и работа спорится быстрее, и семья в сборе. Это доказывает, что семья счастлива только тогда, когда все друг другу помогают.
Стоит прислушаться к мнению автора и понять, что семейные ценности и труд на благо семьи являются ключевыми для каждого из нас. Нужно уметь помогать ближнему!
В процессе подобной работы над сказкой повышается мотивация, никто дажепредположить не мог , что в этой знакомойс детства сказке, может быть такой глубокий, а главное, актуальный смысл.