Автор: Сычёва Валентина Васильевна
Художественная одарённость и пути её развития
( направление художественное творчество)
Как помочь ребенку в обычном детском саду развивать свои способности в творчестве и стать одаренным….
Такую проблему, как развития изобразительных способностей рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и др. И многие вопросы развития изобразительных способностей не нашли своего разрешения.
Чтобы повысить уровень изобразительных способностей дошкольников в процессе изучения, я использую разнообразные изобразительные техники и материалы, (работа на бумаге, картоне, стеклянных мольбертах . пластилин) , задания разного уровня сложности, творческие технологии направленные на развитие изобразительных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков( клясография, заколдованные картинки, пластилиновая живопись, и т. д.)
Доктор психологических наук, педагог A.M. Матюшкин определяет одаренность как развивающееся творчество. Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.
Можно выделить следующие составляющие художественной одаренности:
· Особое эстетическое отношение человека к миру.
· Направленность на создание художественного образа.
· Художественное воображение. Процесс развития художественно-творческой одаренности детей приобретет целенаправленность и эффективность при реализации следующих педагогических средств:
· развивающая творческая среда ДОУ, способствующая развитию творческой художественной индивидуальности дошкольника и обеспечивающая создание персональных продуктов творчества;
· синтез искусств как средство погружения детей в культуру и способ подготовки к авторской деятельности посредством языка искусства;
· взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной художественной деятельности.
На групповых занятиях я использую нетрадиционные приемы и техники изобразительной деятельности , что позволяет раскрыть творческий потенциал у детей. Таким образом я отмечаю, кто из детей может выполнить усложненное задание, по различным темам. Проведя ряд творческих занятий в подготовительных группах выявились 2 ребенка с хорошими способностями, психологические тесты подтвердили, что есть задатки одаренности, которые можно развивать….С этими детьми и ребятами, занимающимися в кружке «Акварелька» мы взяли направление мультипликацию, работали над созданием короткометражного мультфильма «Мой дворик», участвовали в Конкурсе «Мой любимый дворик» который проводился в соответствии с мероприятиями по реализации федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Мы с ребятами рисовали и делали по кадровые фото, после в программе Pinnacle Studio 15, производили монтаж и накладывали звук, который записывали в программе «Звукозапись» на компьютере.
Одной из важнейших задач педагогов в работе с одаренными детьми является создание наиболее благоприятных условий для погружения в мир искусства. Перед одаренными детьми следует ставить такие задачи, которые не имеют “правильных” и общих для всех решений. Не следует форсировать гонку за результатами. Творческий рост должен совершаться естественно. Основой его должно быть собственное эстетическое отношение дошкольника к жизни. У детей есть желание показывать свои работы ,поэтому мы участвуем в различных выставках проводимых в городе. На Методическом объединении педагогов дополнительного образования было принято решение о «Передвижной выставке творческих работ детских садов города» что позволяет детям делиться своим умением передавать свои творческие замыслы, слышать оценку своих работ, что его труд ценен , радует и восхищает зрителя. Освоение специальных навыков не должно становиться формальным натаскиванием, а должно стать подспорьем в творческом переосмыслении окружающего мира. Следует также не допускать ситуаций, когда одаренный ребенок становится средством самореализации педагога, который навязывает свое видение, средства выразительности. Гибельным для личностного и художественного развития детей может стать ситуация пренебрежительного отношения к продуктам детского творчества. Тем не менее, следует помнить и о том, что признаки одаренности, проявляемые детьми в раннем возрасте, зачастую утрачиваются, когда ребенок взрослеет. Поэтому следует быть аккуратным в суждениях и избегать категорических определений. Каждый ребенок способный, наша задача помочь ему это раскрыть, быть рядом и в любую минуту прийти на помощь.
Список использованный литературы:
«В копилку педагога и психолога» — №6 2011г.- Ж.Ю. Кара «Художественная одарённость и пути её развития»
«Талантливые дети» -И.А.Лыкова, А.И.Буренина «Индивидуальный подход в художественном развитии.»