Автор: Орехова Елена Анатольевна
“Learn by doing”- изучение через деятельность — так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.
Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что данный метод обучения решает проблему активизации деятельности каждого учащегося, создает ситуацию для их творческой активности в процессе обучения.
Английский язык как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал.
Учебная проектная деятельность на уроке английского языка помогает создать ситуацию успеха ученикам с разным уровнем подготовки. Одновременно учитель совершенствует свой методический опыт, получает отличную возможность формирования уровней коммуникативной компетенции учащихся в нетрадиционной, творческой форме, что способствует повышению учебной мотивации и расширению знаний учащихся.
Проведение проектной работы в рамках урока английского языка или во внеурочной деятельности в целом можно объединить в три основных этапа:
I. Постановка проблемы — определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, телевизионные познавательные программы, сайты Интернета, опрос и т.д.
II. Обработка информации — определяется критерий оценки данной информации для анализа и выделения наиболее существенных элементов, способствующих решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.
III. Информация на выходе — результат деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.
С помощью учебного проекта можно решать задачи предметного обучения, закреплять изученное путем практического применения теоретических знаний, выравнивать степень подготовленности класса по пройденной теме, изучать новое содержание, формировать предметные умения и навыки. Таким образом, проектные уроки можно подвергнуть еще одной классификации в зависимости от предметного содержания, на котором они строятся:
обобщающие – обеспечивающие ученикам условия для применения теоретических знаний в целях понимания их практической пользы. На таких уроках используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются;
предваряющие – позволяют обеспечить введение новой темы. Информация и знания, усвоенные учащимися во время такой работы, дают возможность представить сферу применения знаний, которые будут получены в предстоящем тематическом блоке программы. Одновременно решается проблема положительной мотивации предстоящего изучения темы.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:
1. Исследовательские: хорошо структурированы, полностью подчинены логике и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. Итогом исследовательской работы является обсуждение и оформление полученных результатов.
2. Творческие: не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в виде газеты, сочинения, в видеофильме и т.д.
3. Игровые: структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
4. Информационные: изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; часто интегрируется в исследовательские проекты и становится их органичной частью.
5. Монопроекты: проводятся в рамках одного учебного предмета. Выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), формы презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
6. Межпредметные: выполняются во внеурочное время. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
7. Практико-ориентированные: отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Результатом проведения таких проектов может стать организация выставки, составление словаря обиходной школьной лексики и т.д..
В реальной практике чаще имею дело со смешанными типами проектов в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.
В современной методической литературе учебные проекты классифицируют по срокам исполнения на краткосрочные (2-6 часов), среднесрочные (12-15 часов) и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обобщения.
Далее приведу несколько проектов, которые мы выполняем с учащимися 2-11 классов на уроках английского языка.
Проект «Увлечения», 5 класс
Тип проекта: групповой, информационно-исследовательский, обобщающий, долгосрочный.
Планируемый результат: создание группами учащихся презентаций об увлечениях их одноклассников, родителей, учителей. Рейтинг наиболее популярных увлечений.
Цели: закрепить лексико-грамматический материал по теме «Увлечения».
Задачи: используя материал опроса сверстников и взрослых представить материал в виде презентаций добавив собственный анализ.
Предметно-содержательная область: иностранный язык.
Длительность: неделя.
Проект «Столицы мира»,7 класс
Тип проекта: групповой, межпредметный, обобщающий, долгосрочный.
Планируемый результат: создание группами учащихся буклета сравнительно-сопоставительной характеристики основных столиц мира.
Цели: расширение и систематизация ранее изученного страноведческого материала.
Задачи: используя материал энциклопедий, сайтов Интернета представить материал в виде буклетов, содержащих страноведческую информацию.
Предметно-содержательная область: иностранный язык, география, история.
Длительность: 2 недели.
Проект «Звери в бизнесе», 10 класс
Тип проекта: индивидуальный, межпредметный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Планируемый результат: создание бизнес словаря с заметками из периодической прессы.
Цели: интеграция знаний по различным предметам школьной программы, повышение мотивации к предмету
Задачи: используя материал словарей проследить сферы и особенности употребления экономических терминов в названиях которых встречаются названия животных, проследить их диахронические особенности представив материал в виде современного бизнес словаря.
Предметно-содержательная область: иностранный язык, экономика.
Длительность: месяц.
Проектная деятельность дает реальную возможность совершенствовать коммуникативную, лингвострановедческую компетенции учащихся, стирает барьер между обучением теоретическим основам языка (лексика, грамматика) и практическим применением полученных знаний. Повышается мотивация учащихся, так как виды учебной работы в рамках проектной деятельности становятся более динамичными, открывается свобода творчества. Применение ранее освоенных языковых знаний сопряжено с использованием знаний из других предметных областей. Происходит смещение акцента с результата на сам процесс. Учащимся приходится не только перелистывать справочники и словари, но и активно использовать современные информационные технологии (Интернет, сканер, компьютер, цифровой фотоаппарат и т.д.), что более близко современным подросткам. В свою очередь, это заставляет учителя подтягивать собственные знания в данной сфере и соответствовать предъявляемому уровню (ситуация, при которой ученик превзошел своего учителя, здесь не вполне уместна).
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
· достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
· имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
· понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
· повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
· наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
· простор для творческой и созидательной деятельности.
Таким образом, создание позитивной образовательной и профессиональной среды при здравом отношении к использованию проектного метода видится вполне решаемой проблемой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
2. Зарипова Л.Е., Березникова Е.С. «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» (журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2010 г.)
3. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
4. “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.
5. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. — Иркутск, 2003.-432с.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24
7. Phillips D., Burwood S. Project with Your Learners (Primary Resource Books). — Oxford: Oxford University Press, 1999.-365p.