8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Додукалова Надежда Леонидовна

 

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

средствами тестопластики».

 

 

 

«Истоки способностей и

 

дарований детей

 

– на кончиках их пальцев.

 

От пальцев, образно говоря,

 

идут тончайшие ручейки,

 

которые питают

 

источник творческой мысли» 

 

В.А. Сухомлинский

 

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста волновала педагогов и ученых во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все сложнее и разнообразнее.

 

Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. В современной науке и педагогике творческая деятельность понимается как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира – природного и социального.

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

 

   В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем;  в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.

 

Работы выдающихся педагогов прошлого – Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля – свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

 

Наиболее доступной для самостоятельного освоения и  самой безыскусственной  является  тестопластика.

 

Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто – это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в тестопластике является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого пальца (когда вдавливают тесто, отрывают от него кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком). Сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

 

Новизна опыта заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

 

Актуальность. Дети очень любят лепить. Занятия в мастерской

 

тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.Тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

 

Целью моей работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

 

Для достижения цели определены и решены следующие задачи:

 

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме  использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и  основы технологии «Тестопластика».

 

2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.

 

3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.

 

4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

 

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

 

1.       Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

 

2.       Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? Почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

 

3.       Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

 

4.       Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

 

5.       Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда, но и тому, что ему сегодня под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

 

Я разработала структуру своих занятий:

 

1.   Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

 

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки?

 

3.      Доработка изделия с помощью дополнительного материала.

 

4.      Рассматривание готовых работ.  

 

В ДОУ реализуется программа   «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 

/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/  и парциальная программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки», имеющая художественную направленность.

 

Обеспечивая образовательные потребности детей дошкольного возраста учитывалось следующее:  программные  задачи по разделу «Лепка»: усложнение в освоении детьми способов лепки из соленого теста;  игровая мотивация;  четкая логика обследования демонстрационных образцов (целостное и дифференцированное восприятие);  проблемные ситуации, направленные на самостоятельный поиск детей в решении той или иной задачи; разные виды лепки (предметная, сюжетная, полуобъемная, объемная).

 

Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности. В программе не достаточно акцентируется внимание на задачах, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.

 

Для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности воспитанников были созданы необходимые условия для работы с соленым тестом, были подобраны материалы и инструменты, доступные детям, изготовлены демонстрационные пособия.

 

Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей работу детей с соленым тестом, не требует определенных физических и материальных затрат.

 

В качестве инструментов можно использовать детали от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить пуговицы разного размера, обычные вилки, детские ножницы, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка и холодная вода.

 

Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми при обучении техники «Тестопластики». Во-первых, в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.

 

Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.

 

В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.

 

В-четвертых, учитывая психологические особенности дошкольников и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия.

 

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.

 

Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, делаю различные поделки для оформления группы, для игр, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, показываю, как соединить отдельные образы в единый сюжет и т.д.

 

Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему полюбить лепить, рисовать, мастерить?

 

Необходимо начинать с создания условий в группе – небольшого уголка творчества (центр детской деятельности «Мукасолька»), где должны быть: краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветная и бархатная бумага, сангина. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал. В уголке творчества мы делаем ежемесячно сменяющуюся на ширме выставку по ознакомлению с народно-прикладным искусством.

 

Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.

 

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

 

Когда работа ребятами завершена, я гашу свет, и мы с удовольствием созерцаем причудливые тени на столах. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень. Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

 

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают «золотым веком» детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

 

            Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире.      Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.  И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение.

 

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

 

   В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные (беседа, рассказ, объяснение, вопросы), наглядные (рассматривание наглядных пособий – картин, рисунков, скульптурных изделий, показ выполнения работы – частичный или полностью) и практические методы работы.

 

При работе с соленым тестом используются следующие приемы:

 

— Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

 

— Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

 

-«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

 

— Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

 

В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).   

 

      Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

 

   На первых этапах я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

 

         Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок . Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

 

          Следующий этап — это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока; баночек. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

 

          После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. По сюжетам русских народных сказок лепили панно «Колобок», «Три медведя» и др.  На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили.

 

          Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

 

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагаю такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, макаронными изделиями.

 

Хочется отметить, что особенностью тестопластики является комплексность: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим кошек, котов и котят, то играем в «Кошки-мышки», слушаем аудио тренинг «Котенок», участвуем в «Кошачьей викторине», представляем себя котом и говорим от имени кота, т.е. выдерживается общая тематика. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме и возникает предложение слепить еще и мышек, которые «очень смелые и совсем не боятся кошек». Может поэтому, некоторые мышки получились размером с кошку. Так возникла сюжетная композиция «Кошки-мышки».

 

          Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

 

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

 

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т.д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

 

В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка.

 

Во время занятий с тестом у детей улучшается настроение, тестопластика оказывает  благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

 

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, что у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Самая большая радость для меня, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так лепить?». Значит, ребенку понравился процесс творения и он хочет продолжения этой деятельности.

 

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

 

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрания по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. При организации работы с родителями проводила тематические родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

 

Приглашаю родителей и педагогов детского сада на занятия. Предлагаю родителям стать активными  участниками занятия, что вызывает наибольший интерес у детей. Занятия становятся увлекательными и радостными как для детей, так и для взрослых. Я уверена — успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями. За период своей работы я заметила — чем  теснее взаимодействие с родителями,  тем  успешнее  становится  ребёнок.

 

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

 

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».

 

Таким образом, я пришла к выводу, что тестопластика является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

 

×
×