8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

История тайных обществ

Автор: Арабиев Идрис Магомедович

История тайных обществ в Российской империи имеет достаточно богатую историю. Самые знаменитые и значимые появились во время правления Александра I. Они преследовали различные цели, как де-юро, так и де-факто, потому нужно разобраться в их программах, прежде чем приступить к разбору различных теорий заговора.

 

Самыми известные — декабристы, представители различных обществ со схожими целями и задачами. Изначально, первое из значимых обществ появилось в 1816 году из нескольких офицеров — «Союз спасения» или «истинных и верных сынов отечества»; оно поставило себе довольно неопределенную цель — «содействовать в благих начинаниях правительству в искоренении всякого зла в управлении и в обществе». Это общество, расширяясь, выработало в 1818 году устав, образцом которого послужил статут известного патриотического немецкого общества Тугенбунд, который подготовил национальное восстание против французов. Тогда же общество приняло имя “Союз благоденствия”. Его члены решили добиваться  конституционного порядка, как удобнейшей для этой цели формы правления. Однако революционным оно не являлось, ведь даже сама цель звучала не иначе как: “содействовать благим начинаниям правительства”. Несмотря на благое начало, в обществе наметился раскол — слишком много различных мнений и идей, в том числе и радикальных, в связи с чем Союз благоденствия распался в 1821 году.

 

Из развалин данного союза возникли два общества: Южное общество декабристов и Северное тайное общество. Они достаточно сильно различались в своих взглядах на будущее Российской империи, но их объединяло стремление к устранению самодержавия и крепостного права.  Южане являлись сторонниками республики в форме единого централизованного государства, ликвидации крепостного права и безвозмездного отчуждения значительной части помещичьей земли в пользу крестьян, упразднения сословных порядков, введения гражданских свобод и избирательного права для мужчин. Главная цель Южного общества — создание сильной законспирированной организации, которая путем военной революции на Юге и в Петербурге должна свергнуть самодержавие, истребить царскую фамилию и передать власть «Временному верховному правлению» из «директоров» общества, которое как орган революционной диктатуры введёт в течение ряда лет новое государственное устройство. В свою очередь, северяне ратовали за введение конституционной монархии, создание двухпалатного «Народного веча», избираемого на основе большого имущественного ценза и состоящего из «Верховной думы» (верхняя палата) и «Палаты народных представителей» (нижняя палата). Исполнительная власть принадлежала императору, бывшему также Верховным главнокомандующим, назначившим с согласия «Верховной думы» послов, консулов, судей верховных судебных палат и министров. Император считался «первым чиновником государства» и получал большое жалованье — от 8 до 10 млн рублей серебром в год. Также, император мог содержать свой двор, однако придворные в таком случае лишались избирательных прав, так как находились «в услужении». Также, все граждане объявлялись равными перед законом, а также в силу вступала свобода слова, печати, вероисповедания.

 

 

Не стоит забывать и о знаменитом масонстве, которому так часто уделяют внимание сторонники теорий заговора. В Российской империи первые масонские ложи появились в XVIII веке и с тех пор старались, как и гласит один из их принципов, проявлять лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует.  Также, в начале XIX века государство пыталось использовать масонство в своих целях, однако 1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять». Причина запрета всех тайных обществ была очевидна. Сам Александр I знал о существовании тайных обществ в России, и был

Убежден, что они — часть всеевропейского революционного союза. Помимо

этого, он знал, что им оказывают поддержку некоторые высокопоставленные должностные лица и военачальники империи. Император считал борьбу со всемирной организацией заговорщиков, которая пустила свои корни в России непосильной. Все это вызывало у Александра чувство небывалого страха, боязнь заговора и цареубийства. Это, конечно же, знали декабристы и использовали в своих целях.

 

Реальную опасность, де-факто, представляли лишь Северное и Южное общества, так как сама их парадигма подразумевала под собой свержение власти. И то, вряд ли декабристы сделали бы настолько решительный шаг, как восстание, если бы не загадочная смерть Александра I и начавшейся период междуцарствия. Различные тайные общества, как “Общество свиней”, общества декабристов, масонская ложа и иже с ними не сильно интересовали императора до 1825 года. Как пишут некоторые историки, например В.В. Пугачев и Т.Н. Жуковская, Александр I искал некую глобальную международную революционную организацию. Как было сказано выше, император был осведомлен о всех тайных обществах, но его интерес был не в этом. Если проводить аналогию с современным состоянием политики в РФ, то становится понятно —  либеральные идеи и возникающие на этой почве общества и организации вызывали у власть имущих одну мысль — заговор других стран. Неудивительно, что самодержавному правителю повсюду виделись враги, однако он старался найти корень проблемы, а именно — огромную сеть, чье влияние медленно затягивает петлю на шее царя. Все остальные сообщества — мелкие инструменты, солдаты, которые были призваны отвлечь внимание.

 

Александр, по какой-то причине, сам возвел свою паранойю в финальную стадию, отличную даже от той, что присуща большинству монархов. Он не доверял своей армии, министрам, народу, предпочитая видеть везде заговор, несмотря на то, что такую силу тайные общества, чьих цель была в перевороте, приобрели благодаря самому царю. Несмотря на слова современников о выдающейся смелости царя, в обществе была распространена уверенность, что Александра I легко напугать, причем пугалом являлись тайные общества, а в роли показывающего это пугало выступал К. Меттерних. Очевидно, что эта уверенность, отраженная в мемуарной литературе, имела под собой реальную основу. Декабрист Н. В. Басаргин считал, что «граф Меттерних возымел большое влияние на ум императора Александра, представляя ему везде и во всяком действии либеральной партии кинжалы убийц, готовых покуситься на жизнь государей. Этот австрийский министр воспринимался в России как злой гений русского императора Н. И. Тургенев так описал их взаимоотношения

«Неприязнь, которую Александр поначалу испытывал к этому знаменитому человеку, уступила место безграничному доверию». Об этом писали М. А. Фонвизин: «Влияния Меттерниха не избег и Александр: по внушениям умного и лукавого министра, прежнее его свободолюбивое расположение, постепенно ослабевая, уступило монархическому реакционному духу … Александр встал во главе монархических реакционеров»

А. М. Муравьев также полагал что, «находясь вполне под влиянием Меттерниха.<Александр I> отрекся от своих благородных и великодушных

предположений»

Н. И. Лорер приписывал П. И. Пестелю убеждение, что император Александр I «изменил свое либеральное направление, поддавшись совершенно Меттерниху, который напевает ему, что добротою, снисходительностью можно только потрясти троны и разрушить их»

 

Загадкой остается отсутствие действий Александра по отношению к декабристам, чьи имена он знал. Различные меры, как запрет всех масонских лож, а также иных обществ носили скорее показательный характер, нежели практическое применение. Вполне возможно царя мучала совесть, которую он ощущал за заговор против отца и он понимал, что оказался на месте своего предшественника, либо же понимал, что репрессии будут признанием несостоятельности реформ и неправильности выбранного курса.

 

В участии в тайных обществах подозревались и, видимо, не без основания, многие высшие военачальники, Разговоры императора с А. П. Ермоловым и П. Д. Киселевым о тайных союзах, в которых Александр объявлял, что ему известно, преследовали цель выяснить, какое отношение они имеют к заговору в армии. Кроме того, Александр I полагал, что заговор проник и

в его окружение, и что доверенные лица замышляют его убийство. Однажды, будучи в Варшаве, в разговоре с одним польским генералом, состоявшемся во время смотра войск, царь открылся ему: «Я знаю, что я окружен убийцами, и что на мою жизнь злоумышляют»

Под подозрение попадают многие видные особы. Например, генерал-адьютант, начальник канцелярии Главного штаба князь А. С. Меньшиков впал в немилость, отправлен в отставку и за ним был учрежден полицейский надзор. М. Волконскии, начальник 1-ого генерального штаба, тоже был на время отдален от императора и лишился своего места. Более того, как это не покажется невероятным, под подозрением был и сам граф А. А. Аракчеев, верный слуга императора, замечавший за собой слежку полиции. Но это и неудивительно, Александр I был прекрасно осведомлен о роли П. А. Палена в заговоре против его отца, а между тем граф Пален являлся первым человеком при Павле I, его доверенным лицом, и, несмотря на это, организовал его убийство.

Кроме того, как отмечает современная исследовательница О. В. Эдельман: «Именно возможная принадлежность к заговору людей известных, влиятельных, пользующихся популярностью в войсках и занимающих высокие командные посты, и должна была в первую очередь обеспокоить

власти. Для стиля мышления той эпохи было естественным предположить, что именно известные люди, а не армейские полковники и подполковники возглавляют тайное общество.

 

Как можно заметить, в основном разговор идет лишь о движении декабристов, которые представляли реальную угрозу государственному строю, в то время иные тайные общества представляли из себя в лучшем случае элитарные клубы с высоким порогом вступления, заседания интеллигенции, в которых они говорили обо всем и не о чем и тому подобные безобидные вещи. В этой же когорте пресловутое масонство, которое мало интересовалось сменой власти, хоть и имело в своем распоряжении людей из высших сословий. Сама суть масонского учения даже не захват власти, не обладание ею. Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов. Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Как становится ясно, масонство, как и другие общества, не берущие за основу реакционизм, были запрещены лишь по трем причинам: а) высокий порог вхождения, а как следствие, недоверие б) наличие в качестве членов людей из высшего сословия в) всеобъемлющей паранойи Александра I.

Во многом, именно создание императором химеры спровоцировало столь бурную активную деятельность декабристов, а также сподвигло иные круги к созданию и/или популяризации различных тайных обществ. Александра I погубила его собственная излишняя подозрительность, подогретая умелыми манипуляциями, подсознательным чувством вины за предательство отца и, следовательно, страх оказаться на его месте, а также неспособность признания поражения некоторых либеральных реформ и последующее разочарование не только в либерализме, но и в управлении государством.

×
×