8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Автор: Довганева Татьяна Николаевна

Тема: «Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов»

 

 

 

Выполнена:

Довганева Т.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ставрополь, 2018

 

 

Содержание

1.     Введение……………………………………………………………………3

 

2.     Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов …………………………………………………………………4

 

3.     Проблемы, возникающие при адаптации детей-мигрантов……………..5

 

4.     Механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов ……………………………………………………………………………..6

 

5.     Заключение………………………………………………………………..7

 

6.     Литература…………………………………………………………..……8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Мигрант — это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.

         В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления.

         Адаптация детей эмигрантов — сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с окружением, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия к душевному здоровью детей мигрантов.            

         Аккультурационные изменения отражаются в таком понятии, как «культурный шок», и сходном с ним — «шок перехода», «культурная утомляемость». Симптомы культурного шока — недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия. Это негативная сущность культурного шока. Но есть и позитивная сторона процесса — ярко выраженный личностный рост, возникающий при благоприятных условиях вхождения в новую культуру, когда индивид проходит цикл «стресс — адаптация — личностный рост».            

         Первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития личности.            Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, то есть сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом основании. Мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для этого и необходимо психологическое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную культуру и приобрести определенные качества, свойственные представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов — это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей — мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.

Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Задачи:

· психологическое сопровождение детей-мигрантов,

· обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов,

· повышение толерантности всех участников учебного процесса.

Направления работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов:

· Диагностика психологического состояния и уровня развития познавательной сферы;

· Консультирование педагогов, родителей, учащихся;

· Развивающая групповая работа с учащимися;

· Развитие этнокультурной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы, возникающие при адаптации детей-мигрантов

В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:

— дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.

— дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

— детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка;

— частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.

         Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа:

— планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

— обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

— определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;

— установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;

— повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;

— совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;

— обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов.

 Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов:

1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).

2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.

3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).

4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.

5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать ценностное, бережное отношение к взрослому человеку, и к ребенку в частности, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования;  творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию. Механизмом, обеспечивающим поддержку и защиту личности в поликультурном образовании в контексте педагогики работы с детьми-мигрантами, является интеграция педагогических усилий на основе принципов: личностно-ориентированного подхода, учета национально-этнического, культурного фактора, преемственности в педагогической деятельности при условии, что учащийся-мигрант является активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Положительный результат, может быть, достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью в области поликультурного образования всех видов служб региона, края, города, школы. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки  жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей в конкретном социальном пространстве их адаптационной ориентации в новую поликультурную среду общества.Данное направление активно развивается, но пока не получило необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы поддержки личности человека и, особенно, — учащегося-мигранта в поликультурном образовании относятся к числу серьезных педагогических инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.

Аверин В.А. А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие.-2-е изд., перераб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка С. 372-379.

2.

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

3.

Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2011. — 23 с.

4.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

5.

Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 1996.-312 с.

6.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.

7.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

8.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html

 

×
×