8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Воспитание нравственной правовой культуры младших школьников

Автор: Ремнева Галина Николаевна

Сегодня, начиная разговор о проблеме воспитания нравственной и правовой культуре , хочется привести слова писателя Виктора Петровича Астафьева: «Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всё наголо видать»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Нравственно-правовое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Наши дети — это маленькие, но очень важные граждане своей страны. Права детей важнее всех других, так как сами дети пока не могут выступать в защиту своих прав. Однако главное при осуществлении и защите, чьих бы то ни было прав – надо чётко представлять, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Это утверждение истинно как для взрослых, так и для детей.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

  Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Наиболее опасной формой безнравственного состояния учащихся является нравственное лицемерие, использование двух-трёхстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприятий; другая — для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья-это подлинная — для своего круга общения и для себя. На виду – общественная активность, а в душе – убеждённость, что жизнь строится по законом жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийным влиянием реальной действительности. В связи с этим возникает ряд вопросов: «Кто виноват?», «Что делать?»

Психология человека формируется в основном в семье, но в результате могут быть сформированы как положительные, так и отрицательные качества. Так происходит по разным причинам, но главная из них – неправильное поведение самих родителей. В основном приводят к этому две  крайности:

— безразличное отношение к ребенку, что ведет к отчуждению несовершеннолетнего. По мнению социологов, в результате эмоционального отвергания родителями ребенка или лишения родительской ласки в его психике на уровне бессознательного формируется тревожность, нервозность, неуверенность, ощущение враждебности, даже агрессии. Это приводит к отклоняющемуся поведению детей, к их замкнутости, к отходу от нормального общества, а значит и от существующих в нем норм поведения;

Причиной тому является и семейное насилие, в результате чего формируется жестокость. Наказывая ребенка ремнем, применяя рукоприкладство, родители закладывают в его личностные качества агрессию и жестокость, которые могут проявиться в будущей жизни, несмотря на то, что ребенок внешне может выглядеть забитым, неагрессивным. Социологи делают вывод, что дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества. Все это негативным образом влияет и на формирование правовой культуры несовершеннолетних. Родители должны понимать, что «плохая оценка»-это сигнал о том ,что ребенку нужна помощь.

Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них — отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость — это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств. Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры о добре. И мы-взрослые должны показывать это на собственном примере.

Одна из самых распространенных ошибок взрослых — подчеркивание своего возраста, авторитета, положения. Зачастую дети сталкиваются с неоднозначностью требований к себе со стороны взрослых. В результате наблюдается определенный барьер между поколениями: дети замечают, что многие требования, которые взрослые трактуют как обязательные, эти же взрослые не применяют к себе. Маленькая ложь вызывает большое недоверие, и ребята сами пытаются разделить требования на обязательные и необязательные. Я, думаю, что бывают такие ситуации, когда звонит телефон, а взрослые просят : «Возьми телефон и скажи ,что меня нет»

Как гласит Статья 18 Закона РФ «Об образовании»

 «Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка.

Хочется выступление закончить на лирической нотке:

Деток нужно угощать,

Это так легко понять.

Жизнь без вкусностей скучна,

Очень грустная она.

 

Про подарки не забудьте,

Здесь внимательнее будьте.

Детям нужно все на свете,

Без подарков плохо детям!

 

Нужно с детками играть,

Нужно сказки им читать,

С ними нужно говорить,

Чтобы им мудрее быть.

 

И напомним заодно –

Бить детей запрещено.

Это просто преступленье,

Это над детьми глумленье.

 

Целовать их нужно чаще,

И подольше, и послаще,

Чтобы глазки их сверкали,

Чтобы ранки заживали.

Чтобы взрослым не грубили

И ответственными были,

Чтобы добрыми росли,

Им нужна гора любви.

 

×
×