8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Автор: Бурмистрова Марина Николаевна

Приемы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.

 

При обучении русскому языку в системе развивающего обучения  Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова  ученики решают учебно-исследовательские задачи. Данная программа предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим способом не путём заучивания отдельных правил, а в процессе исследования.

Учебное исследование ученика младшей школы включает основные этапы:

1) обнаружение «ситуации разрыва» в которой новая задача не может быть решена известным способом;

2) выдвижение и обоснование гипотез;

3) поиск и предположение возможных вариантов проверки гипотез о новом способе действия;

4) проверка гипотез;

5) построение модели открытого способа.

На этих уроках ученики вместе с учителем исследуют, конструируют и пробуют применить новый способ действия, фиксируя его с помощью модельной схемы.

     Рассмотрим фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе. Тема урока «Обозначение мягкости согласных на конце слова. Буква Ь».

Учителю в ходе работы со словами НОС и ЛОСЬ нужно создать ситуацию, при которой ученики осознают недостаточность имеющихся у них способов обозначения мягкости согласного звука.

По заданию учителя дети составляют звуковую модель слова НОС и обозначают все звуки буквами. Ту же работу предлагается проделать со словом ЛОСЬ. Скорее всего, ученики обозначат последний звук в слове [лос’] буквой С. И объяснят: буква Сзначок для парных по твёрдости-мягкости звуков [с] и  [с’].  Читая запись, убеждаемся: нужное слово не получилось. Пытались написать слово [лос’], а написали  [лос]. В чём причина? Дети выдвигают гипотезу: чтобы не разрушилось слово, надо как-то обозначить мягкость последнего согласного звука.

Первоклассники умеют обозначать мягкость согласных звуков с помощью гласных. Возможно, кто-то из детей  воспользуется одной из гласных букв Я, Ю, Е, Ё, И для обозначения мягкости согласного звука [с’].  Допустим, выбрана буква И (ЛОСИ). Читаем  запись и делаем вывод: мягкость согласного звука обозначена, однако получилось  изменённое слово, в нём четыре звука, а в слове [лос’] только три. Учитель задаёт вопрос: «Почему же не годится известный способ обозначения мягкости согласных с помощью гласных букв?»

Внимательно выслушивая ответы детей, выделяем в них главное: гласные буквы обозначают не только мягкость согласных звуков, но и сами гласные звуки, а у последнего согласного в слове [лос’] нет справа гласного соседа. Вот оно, открытие! Оказывается звук [с’] встретился в новой позициина конце слова.

Хорошо, если первоклассники сами уточнят, каких знаний им не хватает для безошибочной записи слова [лос’]: знаний о том, как обозначается мягкость согласных звуков на конце слова. Возможно, в классе найдётся хотя бы один ученик, которому известен общепринятый способ обозначения мягкости согласных с помощью особой буквы Ь. Можно воспользоваться его предложением и обозначить мягкость согласного звука в новой позиции буквой Ь. В другой ситуации можно предложить детям самим придумать способ обозначения мягкости согласных. Они могут предложить использовать разные значки. Тогда можно сообщить о том, что люди договорились в русском языке для этих случаев использовать Ь.

Следующий этаппроверка способа: написание других слов с мягким знаком на конце слова.

Таким образом, дети оценивают  правильность открытого способа, возможность его применения  в разных практических ситуациях.

Рассмотрим ещё один фрагмент урока русского языка по теме «Неопределённая форма слов, называющих действия».

1.            Создаём ситуацию успеха.

У каждого ребёнка текст. Задание: выписать из текста слова, называющие действия.

Денис Кораблёв любит читать сказки, смотреть кино, ходить в зоопарк. Он любит строгать, пилить, лепить разные вещи, а потом их дарить.

  2. Создаём ситуацию разрыва.

Учитель: Что мы можем определить у этих слов? (Дети: время, лицо, число)

Обычно ученики легко справляются со словом ЛЮБИТ, а с остальными словами испытывают затруднения.

Учитель: Почему возникли трудности? Какие у вас есть гипотезы?

 Дети высказывают свои предположения. Учитель фиксирует их на доске, предлагая проверить :

                                                                                                  Время

У слов пилить, лепить, строгать, дарить нельзя определить                Лицо

                                                                                                    

                                                                                           Время и Лицо

                                                                                                 Род

У слов пилить, лепить, строгать, дарить нет окончания.

По итогам этой работы на доске появляется схема:

               
       
 
 
 

 

 

 

                     Время     Лицо      Род       Число

 
 

 

 

 

Учитель:  Как можно назвать такие слова, называющие действия?

Варианты детей разнообразны: «одинокое действие», «слово без помощников», «действие без всего», «непонятное слово», «неопределенное слово» и др.

С помощью учителя и опираясь на схему, учащиеся дали определение понятия неопределённой формы слов называющих действия.

Осваивая учебно-исследовательскую деятельность на уроках, дети готовятся к будущим самостоятельным исследованиям.

×
×