8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Школьная мотивации. Роль родителей в повышении мотивации ученика.

Автор: Кудякова Юлия Владимировна

 

О ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА.

 

Хочется поделиться своими наблюдениями о ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
Отсутствие желание учиться одна из частых проблем, с которыми обращаются родители. Иногда на это есть причины. Но в первую очередь хочется сказать, когда это не совсем так. Бывают случаи, когда у ребенка все в порядке, а родителям лишь кажется, что он не хочет учиться . Это связано с требованиями не по возрасту. Родители хотят видеть ребенка целеустремленным, мотивированным, чтобы он знал зачем учится и всегда хотел улучшать результат.
Но скажу сразу, что нечто похожее начинает проявляться у детей 7-8 КЛАССОВ. Только в этом возрасте дети начинают осознанно учиться для себя и своих личных целей. С условием того, что ДО этого периода все формировалось «как надо». Как именно надо я расскажу позже.

Если же ваш ребенок — младший школьник-не торопите события. Чаще они учатся для оценок, чтобы порадовать маму, чтобы не наказали, а иногда и не налупили, ради похвалы учителя, чтобы быть как все или хотя бы не хуже и т.д. Т.е. вполне себе детские нормальные мотивы, на которых вполне можно выезжать всю начальную школу.
Как же сделать так, чтобы желание ребенка учиться не пропадало, а первоначальные мотивы не стали чем-то отрицательным.

Я пыталась разобраться в этом, соединить наработанный опыт воедино и поделиться им.

Одно из первых наблюдений было такое- в общем более половины детей хорошо относятся к учебе, процентов 70-80 стабильно (беру начальную школу, потому что с нее все начинается и ей все и заканчивается, позже будет понятно, почему). Но с возрастом, переходя из класса в класс идет хотя и небольшая , но тенденция к снижению мотивации. Т.е. дети постепенно теряют интерес к учебе, что-то им начинает не нравится.
Если начинать разбираться в этом, то можно выделить несколько причин такого положения.

Ну, во-первых, возраст. Взросление позволяет ребенку начинать видеть недостатки-как свои так и других. Они острее чувствуют любую несправедливость, обиды за оценки, соревновательность со сверсниками, конфликты-все не на стороне ребенка. Может меняться самооценка. Бывает , что с возрастом она немного снижается. Особенно, если ребенок видит, что учится хуже других, либо учится он неплохо, но мама или близкие считают, что он учится хуже других. Ребенок не всегда может справиться с этим, и если он действительно был не самый успешный ученик в классе, с возрастом негативное может начать превышать и школа перестает нравиться.
Важно отследить этот момент. Чаще это второй-третий класс.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Снимать напряжение перед оценками, поддерживать, хвалить, а главное верить в ребенка и в то, что даже не самый успешный в учебе ученик может быть вполне счастливым ребенком с вполне счастливой мамой. Это редко можно сейчас встретить. Чаще, когда у ребен
ка снижается успеваемость, кроме свалившегося негатива, он мало что видит и слышит. Везде сплошные замечания. Желание учиться постепенно исчезает.

Иногда родители делают большую ошибку, забирая ребенка со всех кружков, отдавая все свободное время репетиторам. И что получается? Учиться лучше они редко когда ничинают, а развиваться кроме школы им становится негде. Школа с ее проблемами заполняет всю его жизнь. Разве это хороший старт? Не думаю.

Другими причинами низкой мотивации бывают семейные обстоятельства. Ребенка бьют, ему не оставляют права выбора ни в чем, непринятие его особенностей семьей, завышенные ожидания, не соответствующие возможностям ребенка. Особенно, когда рядом вполне успешный старший брат или сестра, а он не такой. Он чувствует родительское разочарование, а порой и слышит его от них. Куда ему угнаться за успехами старшего или успехами отличников и хорошистов, он чувствует себя каким-то бракованным, часто виноватым, иногда обиженым. Это тяжелые и неприятные чувства, они отнимают много энергии. На их фоне трудно тянуться вверх, т.к. сил просто не хватает. Ведь чтобы он не делал-все будет не так. Это трудно корректировать, т.к. причина будет лежать где-то в глубинах родительских проблем. В их личных мотивах-видеть ребенка в виде идеала, который они сами себе составили, а *не таким какой он есть на самом деле*. Это плохо. Часто такие дети в коллективах становятся изгоями. Это их модель существования, неосознанно привитая в семье. Какая уж тут мотивация.. А если на этом фоне прошла вся начальная школа? Значит у ребенка четко закрепилось, что все, чтобы я ни делал, все будет с замечаниями-и почерк не такой, и решаю я плохо и читаю не лучше всех. За четыре года приходит осознание, что ты как будто бьешься головой о стену. А тут еще подростковый возраст на подходе с общением в ведущей деятельности.
И пошло-поехало, учиться не хочу, а с друзьями так хорошо и весело. Куда потянется ребенок? Конечно туда, где ему хорошо, где он получает положительные эмоции, где его принимают таким какой он есть-к друзьям. А учеба? Учеба подождет. К замечаниям он к этому времени уже привык. А родительский гнев к тому времени все подрастает, и начинается настоящая война, длинной в пять долгих лет (5-9класс). Изматывающая и тяжелая для всех.

ЧТО ДЕЛАТЬ? В более старшем возрасте, 6 класс и выше, уже трудно повернуть все вспять. Хотя не невозможно, и каждый случай будет индивидуальным.

А вот в возрасте начальной школы ой, как много можно сделать. Присмотритесь,КАКИЕ ЭМОЦИИ ШКОЛА ВЫЗЫВАЕТ У РЕБЕНКА? Как чаще он чувствует себя, когда делает те же уроки дома: или это спокойная обстановка, помощь, похвала, позитив, или это начало боевых действий?

Очень-очень, просто катастрофически важно, чтобы ребенку в период начальной школы ПОНРАВИЛОСЬ УЧИТЬСЯ. А понравиться это может , если от этого ребенок будет получать ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.

Ведь это так просто- мы взрослые, порой, тоже не хотим чего-то: ходить по докторам, идти к начальству, делать уборку, если она не приносит удовольствия. Да мало ли чего мы не хотим. А все почему? Потому что когда-то нам было там больно, страшно, обидно, стыдно, тяжело. Так же и дети, получив негативный опыт, начинают этого избегать. А если такого опыта было вдоволь? Ну и как прикажете полюбить учиться? Поэтому, если у вас ребенок младших классов-добывайте как золото, как самые полезные ископаемые положительные эмоции для ребенка в период его учебы.
Не бойтесь хвалить, восхищаться его достижениями. Если что-то не получается, не нависать над ним как вершитель судьбы, а просто помочь. Станьте командой. Вы вместе и вы всегда придете на помощь. Фиксируйте положительное. Отличился ребенок, добавьте к похвале объятия. Отличился еще раз-дайте что-то вкусное. Закреплять телесно положительное-важно и нужно, так оно лучше запоминается. И главное-не требуйте невозможного.

Хочется отметить отдельно, когда требовать хорошей учебы действительно невозможно. Тревожные, травмированные дети, дети перенесшие медицинские вмешательства, особенно, операции, дети пережившие развод родителей, дети, у которых есть младшие братья и сестры ( особенно если родились недавно или они еще не школьники), дети с другими психологическими проблемами-они не могут выдать по учебе больше, чем выдают.
Даже при хорошем интеллекте, делайте скидку. Все выше перечисленные проблемы отнимают массу энергии, дети не успевают переварить происходящее, включаются защитные механизмы, которые порой откатывают ребенка в более ранее детство и ЭТО НОРМАЛЬНО. Снижайте нагрузку, помогайте ребенку и, восстановившись, он будет более успешным. Иначе проблема, которая могла бы быть решена в свой срок, наматывает на себя еще проблемы с учебой и комок размотать становится все сложней.

Почему я мало пишу про более старший возраст. Потому что отношение к учебе там уже сформировано. Последняя надежда-это пятый класс, когда за счет изменившихся условий неуспешный ученик может стать успешным (при наличии похвалы и помощи). Потом уже закрепляется то, что есть.

Но это не значит, что после 5-ого класса все-пиши пропало.
Если была война, то ее вдруг надо прекратить. Начать разговаривать, слышать ребенка, опять же по-тихоньку начинать хвалить и восхищаться (искренне и не обязательно за уроки). Искать хоть какой-то позитив в теме школы. Если положительного эмоционального контакта в семье нет, то тут учебу надо уже ставить на второе место и посвятить все налаживанию эмоциональной связи. Пускай коррекция будет черепашьими шагами, пускай он даже останется двоечником, но по крайней мере вы сохраните отношения. Школа когда-нибудь закончится. И никому не хотелось бы после нее видеть вместо близких и дружеских отношений с ребенком лишь руины после боя.

Мы все любим своих детей, но вся суть в том, чувствуют ли они это, и любят ли они нас. Ради чего они учатся?-из страха, привычки, чтобы кем-то стать, чтобы кому-то угодить. А может потому что вы команда, и сейчас вы проживаете школьную жизнь вместе? Такую какая она есть, со всеми ее радостями и печалями, где взрослым принимается от ребенка любой результат. А если он отрицательный, то родитель включает не контролера, а помощника. Он как будто добавляет своей энергии, а потом снова дает самостоятельности о отходит в сторону. Тогда и школьная жизнь наполнится позитивом, какими-то целями, может быть новыми стремлениями, а самое главное-это сохранит ваши отношения в мире. А у ребенка появится возможность спокойно подумать о своем будущем и принимать свои личные решения.

Тему мотиваци можно еще и еще продолжать и каждая затронутая проблема может быть описана более глубоко. Но я постаралась выделить главное.

И еще. Со стороны может показаться, что согласно моей статье родители только и должны веселить ребенка, никогда не ругать его, всячески развлекать кружками и никак не контролировать. Но это конечно не так. Контролирующие функци должны остаться. И наказания никто не отменял. Просто все должно быть соразмерно. И контроль не должен быть превышающий (но это отдельная большая тема не менее злободневная). И отношений, и любви должно быть в меру. Тогда оно будет действенным. Отсутствие участия, а только требования и наказания порождают отрицательное.

И напоследок. Если вы с чем-то не согласны или у вас появились вопросы, или может свой интересный опыт на эту тему, пожалуйста, пишите.


 

×
×