8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Игра как важное средство воспитания младших школьников

Автор: Ткаченко Анна Игоревна

ра как важное средство воспитания младших школьников

Воспитатель группы младших девочек.

Образовательная работа с детьми младшего школьного

возраста осуществляется в разных видах деятельности

:

игровой,

учебной,

трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого

возраста

необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможно

сть

для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для

игровой деятельности заложены во внеклассной работе, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам.

Игра

одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны

личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и

эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача воспитателя

подобрать такие игры, чтоб

ы они не только

увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое

педагогическое руководство игрой

способствует формированию у младших

школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей

учебной и

практической деятельности. О

на

позволяет установить более

тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает

коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с

совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования,

желание побед

ить, учит сопереживанию, содействует развитию

эмоционально

волевой

сферы, стимулирует деятельность

.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она

властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,

выдержки, самост

оятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся

с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их

пониманию. Уже по

э

тому

роль игры в воспитании

, по мнению многих

ученых, несёт социальный характер.

П

о

Л.С. Выготскому

:

«

Игра

э

то

вид непродуктивной деятельности,

мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

»

Задачи игры:

Главная задача обуч

ения

подготовка детей к жизни.

Способствовать адаптации ребенка к условиям

социальной жизни в

дальнейшем.

Организация учебно

познавательной деятельности.

С

оздание и

укрепление детского коллектива.

Попыток классификации игр немало.

В современной педагогической

литературе изложен достаточно широкий спектр подх

одов к классификации

игр.

 

 

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и

предметами.

Через игрушки

предметы

дети познают форму, цвет, объем,

материал, мир

животных, мир людей и т.п.

Учащиеся I

II классов любят

игры с куклами и

игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются

подобными играми.

 

Игры творческие, сюжетно

ролевые, в которых сюжет

форма

интеллектуальной деятельности

.

Например

:

м

ладшие школьники

часто играют в

школу: они учат кукол,

обучают

друг друга.

Воспитательное

значение сюжетных игр з

аключается

в том, что они служат средством

познания действительности, создания коллектива, воспитывают

любознательность и формирует волевые чувства личности.

В таких играх

дети могут сами выбирать тему игры; развить с

южет; распределить роли;

подобрать нужные атрибуты. Роль вос

питателя заключается в тактичн

ом

руководстве игрой.

Спортивные

(подвижные)

игры

.

Спортивные

игры

дают

возможность

детям

широко проявлять свою иниц

иативу,

требуют от игроков

сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои

действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику

ведения

игры.

Игры

интеллектуальные

настольные игры,

например пазлы,лото,домино

и т. д.

Игры

могут

классифицир

оваться

по форме (танцы, интеллектуальные,

эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по

скорости и

времени проведения (сезонные, игры

минутки, кратковременные,

длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые,

стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по

степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по

сод

ержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши,

п

ознавательные, развлекательные).

Условия эффективности игры

:

Игра будет эффективна только в том случае, если дети

свободно и

добровольно включаются

в игру

.

Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья

.

Игры должны служить преддверием для вещей

серьёзных

.

Игра должна за

канчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Педагогические требования к игре:

Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой

игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием

поведения в реальных ситуациях.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в

обществе нормами

нравственности.

В игре не должно униж

аться достоинство

её участников.

Игра дол

жна положительно воздействовать на развитие эмоционально

волевой, интеллектуальной и физической сфер.

Роль игры в воспитании личности:

В играх ребёнок осваивает окружающий пред

метный мир и отношения

взрослых.

Через себя в игре

ребёнок начинает понимать другого человека, точно

так же как через

другого начинает понимать себя.

Чем младше ребёнок, тем б

ó

льшую воспитательно

развивающую

зн

ачимость в его жизни имеют игры.

Детская игра

исторически возникший вид деятельности,

заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений

между ними и направленный на познание окружающей действительности.

Роль игры в воспитании

состоит в том, что именно в играх дети

раскрывают свои положительные и отрицательные качества и

воспитатель.

Прогулка

это педагогически

организованная форма активного отдыха детей. Она решает,

прежде всего,

задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения

кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков

нравственных взаимоотношений.

Сразу по

с

ле выхода

на улицу

можно провести

с детьми

десятиминутное

наблюдение

за состоянием

погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер,

пасмурно

и т. д.),

за деревьями

(набухли почки, появились первые листочки,

пожелт

ели листья

и т. д.),

за птицами и т. д.

играем в подвижные игры:такие как «Иванушка дурачек»,Цепи»,»у медведя во бору»,»пузырь»,Кошки мышки»и многие другие-где у детей развивается ловкость,быстрота,внимание,чувство коллективизма.

Принимая во внимание положительное значение игры для

всестороннего развития младшего школьника, следует при

планировании

работы с детьми

о

ставлять достаточно времени для игровой деятельности,

дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников,

предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки,

эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем

не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные

возможности детей, развивает организаторские способности, прививает

навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных

дейст

вий.

×
×