Автор: Ткаченко Анна Игоревна
ра как важное средство воспитания младших школьников
Воспитатель группы младших девочек.
Образовательная работа с детьми младшего школьного
возраста осуществляется в разных видах деятельности
:
игровой,
учебной,
трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого
возраста
необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможно
сть
для игр и самостоятельной деятельности. Наибольшие возможности для
игровой деятельности заложены во внеклассной работе, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам.
Игра
—
одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и
эмоциональные потребности, складывается характер.
Задача воспитателя
–
подобрать такие игры, чтоб
ы они не только
увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое
педагогическое руководство игрой
способствует формированию у младших
школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей
учебной и
практической деятельности. О
на
позволяет установить более
тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает
коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с
совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования,
желание побед
ить, учит сопереживанию, содействует развитию
эмоционально
—
волевой
сферы, стимулирует деятельность
.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она
властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,
выдержки, самост
оятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся
с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их
пониманию. Уже по
э
тому
роль игры в воспитании
, по мнению многих
ученых, несёт социальный характер.
П
о
Л.С. Выготскому
:
«
Игра
—
э
то
вид непродуктивной деятельности,
мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.
»
Задачи игры:
Главная задача обуч
ения
–
подготовка детей к жизни.
Способствовать адаптации ребенка к условиям
социальной жизни в
дальнейшем.
Организация учебно
—
познавательной деятельности.
С
оздание и
укрепление детского коллектива.
Попыток классификации игр немало.
В современной педагогической
литературе изложен достаточно широкий спектр подх
одов к классификации
игр.
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и
предметами.
Через игрушки
–
предметы
–
дети познают форму, цвет, объем,
материал, мир
животных, мир людей и т.п.
Учащиеся I
—
II классов любят
игры с куклами и
игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются
подобными играми.
Игры творческие, сюжетно
—
ролевые, в которых сюжет
–
форма
интеллектуальной деятельности
.
Например
:
м
ладшие школьники
часто играют в
школу: они учат кукол,
обучают
друг друга.
Воспитательное
значение сюжетных игр з
аключается
в том, что они служат средством
познания действительности, создания коллектива, воспитывают
любознательность и формирует волевые чувства личности.
В таких играх
дети могут сами выбирать тему игры; развить с
южет; распределить роли;
подобрать нужные атрибуты. Роль вос
питателя заключается в тактичн
ом
руководстве игрой.
Спортивные
(подвижные)
игры
.
Спортивные
игры
дают
возможность
детям
широко проявлять свою иниц
иативу,
требуют от игроков
сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои
действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику
ведения
игры.
Игры
интеллектуальные
–
настольные игры,
например пазлы,лото,домино
и т. д.
Игры
могут
классифицир
оваться
по форме (танцы, интеллектуальные,
эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по
скорости и
времени проведения (сезонные, игры
—
минутки, кратковременные,
длительные), по уровню организации (спонтанные, управляемые,
стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по
степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»); по
сод
ержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши,
п
ознавательные, развлекательные).
Условия эффективности игры
:
Игра будет эффективна только в том случае, если дети
свободно и
добровольно включаются
в игру
.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья
.
Игры должны служить преддверием для вещей
серьёзных
.
Игра должна за
канчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Педагогические требования к игре:
Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой
игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием
поведения в реальных ситуациях.
В игре дети должны руководствоваться принятыми в
обществе нормами
нравственности.
В игре не должно униж
аться достоинство
её участников.
Игра дол
жна положительно воздействовать на развитие эмоционально
—
волевой, интеллектуальной и физической сфер.
Роль игры в воспитании личности:
В играх ребёнок осваивает окружающий пред
метный мир и отношения
взрослых.
Через себя в игре
ребёнок начинает понимать другого человека, точно
так же как через
другого начинает понимать себя.
Чем младше ребёнок, тем б
ó
льшую воспитательно
—
развивающую
зн
ачимость в его жизни имеют игры.
Детская игра
–
исторически возникший вид деятельности,
заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений
между ними и направленный на познание окружающей действительности.
Роль игры в воспитании
состоит в том, что именно в играх дети
раскрывают свои положительные и отрицательные качества и
воспитатель.
Прогулка
—
это педагогически
организованная форма активного отдыха детей. Она решает,
прежде всего,
задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения
кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков
нравственных взаимоотношений.
Сразу по
с
ле выхода
на улицу
можно провести
с детьми
десятиминутное
наблюдение
за состоянием
погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер,
пасмурно
и т. д.),
за деревьями
(набухли почки, появились первые листочки,
пожелт
ели листья
и т. д.),
за птицами и т. д.
играем в подвижные игры:такие как «Иванушка дурачек»,Цепи»,»у медведя во бору»,»пузырь»,Кошки мышки»и многие другие-где у детей развивается ловкость,быстрота,внимание,чувство коллективизма.
Принимая во внимание положительное значение игры для
всестороннего развития младшего школьника, следует при
планировании
работы с детьми
о
ставлять достаточно времени для игровой деятельности,
дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников,
предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки,
эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем
не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные
возможности детей, развивает организаторские способности, прививает
навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных
дейст
вий.