8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Развитие эмоций через музыкальное воспитание

Автор: Лупенчук Елена Викторовна

Е.В. Лупенчук, музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад № 162»,

  г. Новокузнецк Кемеровской обл.    

Развитие эмоций через  музыкальное воспитание.

   Язык музыки не требует перевода. Он понятен всем: и взрослым

  и детям.

   Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих,

  радостных переживаний, открывает ему путь эстетического

  освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

   Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать

  у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в

  музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у

  ребёнка эмоциональную отзывчивость и развивать музыкальный

  слух – два важнейших компонента музыкальности. Вне их

  невозможно приобщить ребёнка к этому прекрасному миру,

  невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в

  дошкольном детстве надо развивать музыкальность у всех

  детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают

  от природы.

   Структура музыкальности формируется у детей в разнообразных

  видах деятельности: восприятие музыки, пении, ритмике, игре на

  детских музыкальных инструментах, творчестве.

   Я выбираю музыкальный материал очень внимательно. Он

  призван обогащать переживания детей, даёт им возможность

  усвоить доступные исполнительские навыки, развивать их вкус и

  способности.

   Приведу несколько примеров, характерзующих формирование

  эмоциональной отзывчивости.

   Упражнение для развития голоса и слуха «Улитка»(моравс. н.п.).

  Для создания настроения в упражнении нужно постараться в

  пропевании выразить удивление – «Ой! Ой! Ну, дела! К нам

  улитка приползла! Серая, двурогая, — я её потрогаю!»

   Упражнение «Бегал заяц по болоту»(Муз. В. Герчик).

  В маленькой попевке два настроения: весёлое, озабоченное и

  грустное, печальное. Дети голосом передают два настроения.

    Бегал заяц по болоту, он искал себе работу!

    Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл…

  «Песня ежа»(сл. и муз. Л.А.Старченко)

  Для создания настроения дети используют ритмопластику, то есть

  сочетают несколько видов средств общения: голос и язык тела

  (мимика плюс жесты).

   Песня «Заботливый петушок»(сл.С.Насауленко,

   муз.И.Пономарёвой)

 Дети передают настроение, которое меняется от куплета к куплету.

   Песня «Звёздочка моя»(муз. и сл.Г Вихарёвой) – песня о маме.

  Дети голосом передают характер мамы – ласковый, добрый,

  нежный, светлый.

   При прослушивании музыкальных произведений или

   небольших фрагментов из них, дети описывают настроение по

  шкалам: весёлая –грустная, спокойная– сердитая,  смелая –

  трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчуждённая,

 бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная –быстрая,

  тёплая – холодная, ясная – мрачная. Такое упражнение

  способствует не только развитию понимания эмоционального

  состояния, но и развитию образного мышления. После

  прослушивания и обсуждения характера, настроения музыки я

  предлагаю выбрать какую-либо карточку определённого цвета

  или размера. Это способствует формированию умения выразить

  свои чувства, впечатления через цвет, форму, размер.

   Например:

  а)     1. «Шум океана» — живые звуки природы – сердитый, злой,

           мрачный, бушующий.

           2.  «Океан – море синее» из оперы «Садко»

            муз. Н.А.Римского-Корсакова – спокойный, грозный,

          могучий, сильный.

  б)      1. «Ручей» — звуки природы – весёлый, журчащий,

           светлый, радостный.

            2. «Ручеёк» муз.Э.Грига – светлый, весёлый, журчащий,

            радостный.

           3. «Лесной ручей» муз. А.Аренского – спокойный,

           размеренный.

   в)      1. «Баба-Яга» муз.П.И.Чайковского – страшная, сухая,

            злая, угловатая, сердитая.

   г)     1. «Дождь» — звуки природы – тихий, спокойный или

            сильный.

           2. «Дождик» муз. Г.Лобачёва – быстрый, лёгкий.

   д)     1. Архангельские колокола – взволнованная,

            праздничная.

            2. «Колокольный звон» муз.Э.Грига – радостная,

            праздничная.

           3. «Кампанелла» муз.Ф.Листа – светлая, быстрая, весёлая.

   е)     1. «Жаворонок» — звуки природы.

           2. «Жаворонок» — муз.П.Чайковского – радостная,

           переливчатая.

   Сначала даю естественное звучание: шум океана, ручеёк, дождь,

   жаворонок, колокола. А затем подражание этим звукам игрой на

   музыкальных инструментах.

   То есть, дети понимают, что музыка изображает движение, а

   выражает настроение, характер.

   Для того, чтобы дети смогли проявить своё творчество, я

   предлагаю подобрать музыкальные инструменты, которые смогли

   бы помочь передать настроение музыки: колокольчики, барабан,

   бубен и другие.

   Также в танце дети передают свою индивидуальность и

   выражают настроение музыки.

   Например:

   а) «Весёлый гопачок» муз.Т.Попатенко – танцуют бодро,

        весело, легко и игриво.

   б) «Вальс» муз.С.Майкапара – танцуют плавно, нежно, кружась.

   Таким образом, у детей развиваются музыкально-слуховые

   представления через движения, образные сравнения.

   Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность,

   развивает воображение, фантазию, улучшает память.

   Благодаря игровым приёмам, кратким, образным рассказам о

   музыке, наглядным пособиям, происходит не навязчивое

   обучение, более глубокое познание музыки и дети получают

   духовное удовлетворение.

    

 

 

   

 

  

 

   

×
×