Автор: Лупенчук Елена Викторовна
Е.В. Лупенчук, музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад № 162»,
г. Новокузнецк Кемеровской обл.
Развитие эмоций через музыкальное воспитание.
Язык музыки не требует перевода. Он понятен всем: и взрослым
и детям.
Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих,
радостных переживаний, открывает ему путь эстетического
освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать
у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в
музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у
ребёнка эмоциональную отзывчивость и развивать музыкальный
слух – два важнейших компонента музыкальности. Вне их
невозможно приобщить ребёнка к этому прекрасному миру,
невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в
дошкольном детстве надо развивать музыкальность у всех
детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают
от природы.
Структура музыкальности формируется у детей в разнообразных
видах деятельности: восприятие музыки, пении, ритмике, игре на
детских музыкальных инструментах, творчестве.
Я выбираю музыкальный материал очень внимательно. Он
призван обогащать переживания детей, даёт им возможность
усвоить доступные исполнительские навыки, развивать их вкус и
способности.
Приведу несколько примеров, характерзующих формирование
эмоциональной отзывчивости.
Упражнение для развития голоса и слуха «Улитка»(моравс. н.п.).
Для создания настроения в упражнении нужно постараться в
пропевании выразить удивление – «Ой! Ой! Ну, дела! К нам
улитка приползла! Серая, двурогая, — я её потрогаю!»
Упражнение «Бегал заяц по болоту»(Муз. В. Герчик).
В маленькой попевке два настроения: весёлое, озабоченное и
грустное, печальное. Дети голосом передают два настроения.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу!
Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл…
«Песня ежа»(сл. и муз. Л.А.Старченко)
Для создания настроения дети используют ритмопластику, то есть
сочетают несколько видов средств общения: голос и язык тела
(мимика плюс жесты).
Песня «Заботливый петушок»(сл.С.Насауленко,
муз.И.Пономарёвой)
Дети передают настроение, которое меняется от куплета к куплету.
Песня «Звёздочка моя»(муз. и сл.Г Вихарёвой) – песня о маме.
Дети голосом передают характер мамы – ласковый, добрый,
нежный, светлый.
При прослушивании музыкальных произведений или
небольших фрагментов из них, дети описывают настроение по
шкалам: весёлая –грустная, спокойная– сердитая, смелая –
трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчуждённая,
бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная –быстрая,
тёплая – холодная, ясная – мрачная. Такое упражнение
способствует не только развитию понимания эмоционального
состояния, но и развитию образного мышления. После
прослушивания и обсуждения характера, настроения музыки я
предлагаю выбрать какую-либо карточку определённого цвета
или размера. Это способствует формированию умения выразить
свои чувства, впечатления через цвет, форму, размер.
Например:
а) 1. «Шум океана» — живые звуки природы – сердитый, злой,
мрачный, бушующий.
2. «Океан – море синее» из оперы «Садко»
муз. Н.А.Римского-Корсакова – спокойный, грозный,
могучий, сильный.
б) 1. «Ручей» — звуки природы – весёлый, журчащий,
светлый, радостный.
2. «Ручеёк» муз.Э.Грига – светлый, весёлый, журчащий,
радостный.
3. «Лесной ручей» муз. А.Аренского – спокойный,
размеренный.
в) 1. «Баба-Яга» муз.П.И.Чайковского – страшная, сухая,
злая, угловатая, сердитая.
г) 1. «Дождь» — звуки природы – тихий, спокойный или
сильный.
2. «Дождик» муз. Г.Лобачёва – быстрый, лёгкий.
д) 1. Архангельские колокола – взволнованная,
праздничная.
2. «Колокольный звон» муз.Э.Грига – радостная,
праздничная.
3. «Кампанелла» муз.Ф.Листа – светлая, быстрая, весёлая.
е) 1. «Жаворонок» — звуки природы.
2. «Жаворонок» — муз.П.Чайковского – радостная,
переливчатая.
Сначала даю естественное звучание: шум океана, ручеёк, дождь,
жаворонок, колокола. А затем подражание этим звукам игрой на
музыкальных инструментах.
То есть, дети понимают, что музыка изображает движение, а
выражает настроение, характер.
Для того, чтобы дети смогли проявить своё творчество, я
предлагаю подобрать музыкальные инструменты, которые смогли
бы помочь передать настроение музыки: колокольчики, барабан,
бубен и другие.
Также в танце дети передают свою индивидуальность и
выражают настроение музыки.
Например:
а) «Весёлый гопачок» муз.Т.Попатенко – танцуют бодро,
весело, легко и игриво.
б) «Вальс» муз.С.Майкапара – танцуют плавно, нежно, кружась.
Таким образом, у детей развиваются музыкально-слуховые
представления через движения, образные сравнения.
Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность,
развивает воображение, фантазию, улучшает память.
Благодаря игровым приёмам, кратким, образным рассказам о
музыке, наглядным пособиям, происходит не навязчивое
обучение, более глубокое познание музыки и дети получают
духовное удовлетворение.