Автор: Ремешкова Светлана Николаевна
Консультация
для воспитателей общеразвивающих групп по теме
«Дисграфия. Ее причины и профилактика»
Содержание:
1. Понятие «дисграфия».
2. Виды дисграфии.
3. Последствия дисграфии.
4. Причины и предпосылки дисграфии у дошкольников.
5. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
6. Двигательный игротренинг как средство профилактики дисграфии.
Мы представляем Вашему вниманию консультацию «Дисграфия. Причины и профилактика».
Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы одной из этих функций: слуховой дифференциации (различения) звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то может возникнуть дисграфия (от греческого «графо» — письмо).
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Другими словами, это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Дисграфия является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 10-30 % младших школьников Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Более половины (55,5 %) детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Выделяются следующие виды дисграфий.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит, опираясь в процессе письма на неправильное произношение звуков. Проявляется в замене или пропуске букв.
Например: РАК – ЛАК, СТОЛ – ШТОЛ, ЖУК – ЗУК, КОВЕР – КОВЕЛ, КОЖА – КОЗА, БУБЛИК – ПУПЛИК.
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическая дисграфия. В данном случае в устной речи звуки произносятся ребенком правильно, но не точно дифференцирует (различает) звуки на слух. Чаще всего смешиваются и заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки (ШОБАКА), звонкие и глухие звуки (ТЕЛАЙ), неправильно обозначается мягкость согласных (ПИСМО, ЛУБИТ); а также гласные О-У, Е-И (ТОЧА вместо ТУЧА, ЛЕС – ЛИС).
Пример из письменной работы ребенка.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Например:
ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы).
ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).
Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукобуквенной структуры слова.
Приведем пример таких ошибок:
· пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
· пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
· перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
· добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
· пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
4. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Примеры:
ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ.
ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).
5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением на письме букв, сходных по написанию.
Например: В – Д, Т – Ш, И –Ш, П –Т, Х – Ж, Л – М.
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.
Причины и предпосылки дисграфии у дошкольников
1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих).
2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (нарушение звукопроизношения).
3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста
— узнавание звука на фоне слова;
— выделение ударного гласного в начале и конечного согласного из конца слова;
— определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.
4. Несформированность зрительно-пространственных представлений.
5. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования (неправильное употребление окончаний слов в устной речи).
Таким образом, неизбежность появления дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы «убрать» ее предпосылки еще до начала обучения в школе.
Последствия дисграфии.
Наличие дисграфии у детей приводит к целому «букету» печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:
· невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;
· существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;
· большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);
· трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
· психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).
· асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.
Основные направления работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
4. Развитие лексико-грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов.
6. Формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.).
7. Развитие памяти, внимания, мышления.
8. Развитие моторной (двигательной) сферы ребёнка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи.
Движения детей, имеющих патологии развития речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, в неточном удержании позы. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции, недостаточно развита ручная умелость. Их пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, излишне подвижные дети или, наоборот, медлительные.
Двигательный игротренинг как средство профилактики дисграфии
Двигательный игротренинг – это, на наш взгляд, уникальная методика, которую можно использовать в общем коррекционном процессе индивидуальной логопедической помощи посредством сочетания физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритме движений как с испльзованием мяча-фитбола или без него и т.п. При использовании этой методики у детей развивается ритмическое чувство, совершенствуются координация, равновесие, осанка, создаются условия для коррекции речи. За основу мы взяли методику «Двигательный игротренинг для дошкольников» А.А. Потапчук и Т.С.Овчинниковой, которая позволяет интегрировать содержание классической индивидуальной логопедической образовательной деятельности с упражнениями.
«Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального функционирования и развития» (А.А. Потапчук и Т.С.Овчинникова).
Авторы методики двигательного игротренинга подробно описывают влияние занятий с мячами-фитболами на развитие ребенка-дошкольника. Но отмечают, что при отсутствии мячей, игровые упражнения, сказки и ритмические композиции можно использовать и без специальных мячей-фитболов. В некоторых упражнениях можно использовать детские мячи.
Помимо методики проведения занятий по фитбол-гимнстике, в пособии предлагается практикум по двигательной сказкотерапии, музыкально-ритмические комплексы, сюжетные и бессюжетные игры с фитболами для дошкольников, начиная с младшего возраста. В методике так же предлагаются упражнения для дыхательной и звуковой гимнастики, упражнения на координацию движения и речи на всех этапах работы со звуком, «звучащие стихи» в коррекции общей моторики. Игровые упражнения расписаны от простого к сложному, с соблюдением этапности.
Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.
Мы предлагаем вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые мы апробировали с детьми старшей коррекционной группы с нарушениями речи. Эти и другие упражнения представлены в буклете.
1. Упражнение для кистей рук. Прокатывание мяча вокруг себя.
Дифференциация звуков М, Б, Д.
Взяли дети белый ком, Прокатить мяч вокруг себя вправо.
Лепить будем снежный дом
Мы польём его водой, Прокатить мяч вокруг себя влево.
Домик будет ледяной!
Ком за комом мы кладём, Поднять мяч над головой.
Вот и вылепили дом. Опустить мяч перед собой.
2. Упражнение на равновесие.
И.п.: стоя, руки на поясе, мяч на полу.
На одной ноге постой-ка, Руки на поясе, постоять на правой ноге,
Будто ты солдатик стойкий. левая нога стопой на мяче.
Ну, смелее подними, Отвести руки в стороны
Да гляди – не упади. и закрыть глаза.
А сейчас постой на левой, Руки на поясе, постоять на левой ноге,
Если ты солдатик смелый. правая нога стопой на мяче.
Ну, смелее подними, Отвести руки в стороны
Да гляди – не упади. и закрыть глаза.
3. Упражнение «Маятник»
И.п.: Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках.
В.: выполнение движений в соответствии с текстом и описанием движений.
Качаться я весь день подряд Повороты вправо – влево
Для вас, ребята, очень рад. по 2 раза в каждую сторону.
Я – маятник-трудяга, Мяч в руках над головой.
Хоть и устал бедняга. Наклоны туловища в стороны,
по 2 раза в каждую.
При наклонах следить, чтобы туловище было фиксировано, ноги не отрывались от пола при раскачивании. Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность позвоночника во фронтальной плоскости, укрепляются мышцы верхних конечностей.
4. Упражнение для плечевого пояса.
Дифференциация звуков И, А.
И.п.: сидя «по-турецки», мяч в руках перед грудью.
При выполнении наклонов головы, мяч в руках наклонять в ту же
сторону, что и голову.
Тик-так, тик-так, По два наклона головы влево и вправо.
Я умею делать так: Поднимать одновременно плечи.
Влево – тик, вправо – так, По два наклона головы влево и вправо.
Тик — так, тик – так. По два наклона головы влево и вправо.
Следить за тем, чтобы ребенок наклонял голову к плечу, а не
наоборот, поднимал плечо к голове.
5. Упражнение на осанку и развитие основных видов ходьбы через
имитацию движений животных.
И.п.: стоя, мяч в опущенных руках.
У нас славная осанка – Выпрямиться, руки с мячом внизу,
проверить осанку.
Мы свели лопатки. Свести лопатки, мяч в согнутых
руках прижат к груди.
Мы походим на носках Повернуться вокруг себя на носках,
мяч перед собой.
И пойдем на пятках. Повернуться в обратную сторону
на пятках, мяч в вытянутых руках.
Пойдем мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво, с перекатом с
пятки на носок, вокруг мяча.
Ну а если надоест, Пройти по-медвежьи,
То пойдем все косолапо, переваливаясь с ноги на ногу.
Как медведи ходят, в лес.
Надеемся, что наша консультация была для Вас интересна и полезна.
Спасибо за внимание!
Консультацию подготовила
Учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3
г. Медвежьегорска»
Ремешкова С.Н.