Автор: Кушкина Любовь Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
НОД по обучению детей старшего дошкольного
возраста игре в шахматы
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида
№2 «Родничок»
Белгородская область,
п. Прохоровка
Карачевцева Е.В.
Прохоровка
2018
Тема: «Шахматные фигуры»
Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Материал: магнитная шахматная доска. демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; наборы шахмат на каждого ребёнка.
– Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.
– Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть открытка. Сейчас я её прочитаю (читает открытку).
Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий. И так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).
– Итак, задание первое. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).
Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг.
Стою на краю. Путь откроют — я пойду.
Только прямо хожу, как зовут, не скажу.
Не живет в зверинце, не берет гостинца.
По косой он ходит, хоботом не водит.
Прыгнет он – подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк.
Видимо, она упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять!
(сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!
(пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке,
(сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?
(разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!
(ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!
(указательный палец)
А ладья упряма,
Ходит только прямо!
(раскрытые ладошки скользят по столу
вперёд)
Все фигуры встали стеной,
(выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Задание 3. Игра «Собери доску»:16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.
Задание 4. «Блиц-вопрос»:
– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
– Без какой фигуры не бывает игры? (король)
– Где возникли шахматы? (Индия)
– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
– Что такое шах?
– Что такое мат?
– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Физкультминутка:
«Мы поднялись, потянулись – Это раз!»
Мы поднялись, потянулись – Это раз!
Наклонились и прогнулись – Это два!
И в ладоши три хлопка – Это три!
Руки в стороны пошире – Вот четыре!
На носочки встать и руками помахать – Это пять!
И опять за столик сесть – Это шесть!
Задание 5. Практическое упражнение «Расставь фигуры» – правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
Задание 6. Игра «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде – сам погляди –
Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали …
Кто ж в середине – …
Самые главные в войске своем.
Задание 7. Игра «Что изменилось»: на доске – 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.
– Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там. (воспитатель показывает шахматный учебник-сказка).