Автор: Кушкина Любовь Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
Выступление по теме
«Использование проектно-исследовательской деятельности
в познавательно-речевом развитии детей»
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида
№2 «Родничок»
Белгородская область,
п. Прохоровка
Кушкина Л. Н.
Прохоровка
2017
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Развивая речь ребенка, не включая его в проектно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Проектно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, проектно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.
Поэтому, образовательную деятельность, нужно строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:
— в образовательной деятельности создается проблемная ситуация;
— дети высказывают предположение о том, что они будут изучать;
— в беседе с воспитателем, дети открывают для себя новые знания;
— дети определяют правильность своих предположений;
— дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.
Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания и исследований. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
В группе традиционно проводится образовательная деятельность по ознакомлению детей с социальным и природным миром, речевому развитию, развитию математических представлений и другие. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить многие задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Этому способствуют специально организованные занятия. Регулярно проводятся экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы; рассматриваются иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; происходит знакомство с материалами детской мини-лаборатории.
В детской мини-лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В мини-лаборатории имеются:
— приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
— природный материал (камушки, глина, песок, земля, ракушки, листья, веточки деревьев, семена и т.д.);
— утилизированный материал (проволока, гайки, скрепки, гвоздики, кусочки ткани, пробки; разные виды бумаги);
— красители: гуашь, акварельные краски;
— медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
— прочие материалы (зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный момент — какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Применяются следующие ситуации:
— реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например: листопад, снегопад); общественные события (например: предстоящий Новый год.);
— специально созданные ситуации, например, показ предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть, например магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему и т. п.;
— стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись роботами, динозаврами, сбором наклеек, фишек и т. п.);
— организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
— организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
— отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании речи у детей через проектно-исследовательскую деятельность.
Родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы, а родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.
Родители помогают в изготовлении дидактического материала, оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В группе для родителей создан информационный уголок, в котором размещаются:
– Консультации на темы: «Значение раннего начала обучения речи», «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка», «Ученье с увлечением», «Говори правильно», «Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка», «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома» (перечень игр и экспериментов по познавательно-речевому развитию), «Какие книги читать детям в определенном возрасте», «Как использовать словесные игры и упражнения», «Маленький исследователь».
— Создаются тематические папки-передвижки, выставки.
Проводятся выставки совместного детско-взрослого творчества. Родители с большим интересом организуют оформление альбомов, плакатов, фотовыставки и многое другое.
Родители принимают участие проектно-исследовательской деятельности с детьми.
В условиях тесного взаимодействия с семьей были подготовлены и проведены следующие исследования: «Пасхальные традиции», «Швея модно и красиво шьет одежду всем на диво». Очень благоприятно, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.