8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО ПОСРЕДСТВОМ САМООБРАЗОВАНИЯ

Автор: Алейникова Елена Ивановна

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО ПОСРЕДСТВОМ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Алейникова Елена Ивановна

Преподаватель профессионального модуля

специальности 33.02.01 Фармация

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»     

 

Как говорил известный педагог Зелинский Н. Д. «Никогда не считай, что ты знаешь все, что тебе, уже больше нечему учиться». Педагог — профессионал находится постоянном развитии, и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Неоспоримой важностью обладает влияние на формирование учительского профессионализма деятельность педагога в области самообразования. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность и стремление к самообразованию, которое базируется на объективной оценке своего профессионального развития и уровне организации образовательного процесса, стремлении к росту, самосовершенствованию.

В педагогическом словаре самообразование определяется как «специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации». Самообразование — это процесс, который осуществляется добровольно, сознательно, системно, подвергается планированию, управлению и контролю со стороны педагога. Только в этом случае он приведёт к совершенствованию каких — либо качеств и навыков. Самообразования предполагает овладение техникой и культурой умственного труда, умением самостоятельно работать над профессиональным совершенствованием.

Специфика педагогической деятельности преподавателя СПО такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методикой его преподавания и организацией практических занятий, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, владеть методами аналитического анализа собственных достижений и результатов преподавания, обладать большой эрудицией.          Планируя самообразовательную деятельность, логично выстроить её по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение цели и задач согласно профессиональным потребностям. Определение направлений получения самообразования.

2. Разработка плана по самообразованию.

3. Определение источников получения информации.

4. Изучение теоретических аспектов в рамках темы.

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов.

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление.

7. Коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.

 8. Подготовка отчета по теме самообразования.

9. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

 Определяясь с темой самообразования, в отдельно взятом учреждении СПО необходимо ориентироваться на:

1.Педагогический стаж работы в рамках преподаваемых дисциплин;

2. Личные затруднения.

При определении направлений получения самообразования, целесообразно выделить следующие направления:

· профессиональное (предмет преподавания);

· психолого-педагогическое;

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

· информационно-компьютерные технологии;

· здоровьесбережение.

         Необходимо определить источники информации:

· литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую); · печатные материалы сети Интернет;

· видео, аудио информацию на различных носителях;

· мероприятия сети Интернет, направленные на повышение педагогической образованности преподавателя СПО (семинары, вебинары и конференции, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, мероприятия по обмену опытом и др.)

· опыт коллег по колледжу.

К видам деятельности, составившим процесс самообразования можно отнести:

1.Систематический просмотр видеоматериалов, имеющих профессиональную направленность.

2.Чтение конкретных педагогических периодических изданий по организации документационного обеспечения управления.

3.Изучение методической, педагогической и предметной литературы. 4. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях.

5.Общение на форумах практиков по делопроизводству в сети Интернет.

6.Участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет.

7.Участие в заседаниях цикловой комиссии.

8.Участие в семинарах, тренингах, конференциях, организуемых в колледже.

9.Посещение открытых уроков коллег.

10.Прохождение курсов повышения квалификации.

11.Прохождение стажировки.

12.Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

13.Общение с коллегами — педагогами на форумах преподавателей в сети Интернет с целью обмена опытом.

Изучив теоретический материал по  данной теме, и руководствуясь личным опытом педагогической работы в колледже в качестве преподавателя профессионального модуля можно  сделать следующие общие выводы:

1.В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

2.Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.

3.Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

4.Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

5.Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

6.Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Регулярное выполнение методической работы позволило добиться следующих результатов:

· организовано участие студентов в исследовательской работе;

· усовершенствованы комплекты РП и КОСов; · расширена и усовершенствована база лекций;

· расширен и усовершенствован банк учебных презентаций;

· расширен банк рефератов студентов;

· создан банк презентаций студентов;

· выстроена интегрированная работа по преподаванию ПМ 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;

· разработаны дидактические материалы, тесты по преподаваемому профессиональному модулю;

· разработаны методические материалы практических занятий  студентов;

· даны уроки взаимопосещения;

· посещены уроки коллег;

· выступление на заседании цикловой комиссии (доклады);

· личное регулярное участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет;

· участие студентов в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах для обучающихся в СПО, организованных на образовательных порталах сети Интернет; результаты свидетельствуют о качестве преподаваемых дисциплин (дипломы призёров и победителей);

· результаты промежуточной аттестации свидетельствуют о хорошем уровне освоения обучающимися преподаваемых дисциплин (100% успеваемость);

 · осуществлено обобщение опыта по теме самообразования.

Можно с уверенностью сказать, что система самообразовательной работы позволяет:

·                   отслеживать современные исследования ученых в области преподавания различных дисциплин, а также новых программам и концепций обучения и воспитания;

·                   изучать прогрессивный опыт коллег по проблемам использования различных форм организации процесса обучения;

·                   совершенствовать текущее и перспективное планирование по преподаваемым дисциплинам;

·                   рационально подбирать формы и средства усвоения и сохранения информации;

·                   овладевать методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

·                   осваивать и успешно применять методы исследовательской и экспериментальной деятельности;

·                   определять эффективность и перспективность дальнейшей деятельности.

         К личности педагога СПО на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования. Профессиональная компетентность педагога — многоаспектное явление, которое невозможно без грамотно организованной деятельности в отношении самообразования, позволяющей повысить профессиональную и общую культуру педагога, его ценностные ориентации, представление о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.

×
×