8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

«Работа над изложением в начальной школе как компонент развития связной речи младших школьников»

Автор: Шарыпова Ольга Алексеевна

Совместная Монголо-Российская школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над изложением в начальной школе как компонент   развития связной речи младших школьников

 

 

                                  Подготовила: Шарыпова О.А.,

учитель начальных классов

        

 

 

 

 

 

  2014-2015г.

Улаанбаатар

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….

Роль изложений в развитии речи………………………………………….

Требования к текстам изложений…………………………………………

Виды изложений и их классификация…………………………………….

Сложившаяся методика работы над изложением…………………………

Усовершенствованная система работы……………………………………

Комплекс подготовительных упражнений……………………………….

Повышение творческой активности учащихся……………………………

Заключение…………………………………………………………………

Библиография………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

3

4

4

5

6

8

10

11

12

14

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моя работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблемы развития связной устной и письменной речи находятся в центре внимания методической науки. Обучение письму изложений является обязательной частью Программы. В курсе обучения русскому языку в начальной школе работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной темой.

Над проблемой обучения связной речи работали такие видные лингвисты и методисты как Н.С.Рождественский, В.А.Кустарева, Е.И.Никитина, Н.А.Пленкин, Т.А.Ладыженская, В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик и мн. др.

По результатам наблюдений последних лет дети, посещающие школу, читать стали меньше, больше времени проводят за экранами телевизоров и мониторами, речь их развита недостаточно, словарный запас ограничен. Им сложно пересказать текст, дать развернутый ответ на вопрос, составить небольшой текст. На уроках при написании изложений многие из них испытывают страх, переживают, что не смогут справиться с работой. Причин этого явления можно назвать много. Это дает учителю повод пересмотреть методику обучения, искать новые приемы работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка. Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

Этим и определяется актуальность настоящего исследования.

Цель работы – повысить эффективность сложившейся системы обучения связной речи, в частности методики написания изложений. Для этого были рассмотрены лингвистические и психологические основы развития речи школьников, обобщен опыт работы учителей-методистов по формированию у учащихся речевых умений.

Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: произведен обзор литературы по теме «Работа над изложением в начальной школе», разработан и апробирован комплекс подготовительных упражнений и дидактический материал для начальной школы, прилагаются подробные планы — конспекты уроков по данной теме. Работа может быть полезна учителям начальной школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания; изучение литературы из предлагаемого списка поможет организовать самостоятельную целенаправленную работу по овладению методикой, применение предложенного дидактического материала поспособствует повышению эффективности работы по развитию связной речи учащихся.

 

Роль изложений в развитии речи

 

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

 Значение и роль изложений в развитии связной речи учащихся:

·         приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

·         развивается логическое мышление;

·         обогащается речь, активизируется словарь;

·         формируется умение правильно составлять предложения.

Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, к нему предъявляются более высокие требования – и к содержанию, и к логической структуре, и к языку.

 

Требования к текстам для изложений

 

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упраж­нения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высо­кохудожественные тексты, написанные выдающимися мастера­ми слова и затем письменно пересказанные детьми, способст­вуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагае­мых произведений или отрывков из них, их композицию, сло­варь. Все это определяет высокие требования к. текстам, выби­раемым для письменного изложения.

В настоящее время на книжных полках появилось достаточно сборников текстов для изложений, но не все из них отвечают требованиям. Поэтому учителю в своем выборе не следует забывать, что содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Во всех случаях нужно хорошо понять содержа­ние и язык передаваемого текста.

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц (если текст сюжетный). Надо также учитывать грамматические уме­ния учащихся.

 

 

Виды изложений в начальной школе и их классификация

 

Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

 

В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений:

·         подробное изложение,

·         сжатое изложение,

·         изложение по вопросам, включающим слова для ответа,

·         изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,

·         изложение по вопросам, со свободной передачей текста,

·         свободное изложение,

·         изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,

·         изложение с использованием картинного плана,

·         контрольное изложение,

·         обучающее изложение,

·         изложение по готовому плану,

·         изложение по измененному плану,

·         изложение текста полностью,

·         выборочное изложение,

·         изложение по коллективно составленному плану,

·         изложения по самостоятельно составленному плану,

·         изложение с элементами описания,

·         изложение с грамматическим заданием,

·         сокращенное изложение,

·         изложение по данному началу

 

 

 

Как видно из данного списка, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов, я представила классификацию изложений в виде следующей схемы:

 

 

   письменные ответы на вопросы (подготовительная работа)

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

ответы словами, имеющимися в вопросе

ответы с подбором новых слов

ответы самостоятельно составленными предложениями

по цели проведения

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

обучающее

контрольное

по объему

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

подробное

сжатое

выборочное

по характеру восприятия

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

слуховое

зрительное

по степени самостоятельности учащихся

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

по готовому плану

по коллективно составленному плану

по самостоятельно составленному плану

по характеру операций учащихся

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

без замены фактов

с изменением начала, конца

со вставкой эпизодов

с изменением лица, времени

 

 

Сложившаяся методика работы над изложением

 

Методика обучающей работы над изложением в каждом классе имеет свои особенности. От письменного пересказа простых по сюжету рассказиков дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Подробные изложения требуют от учащихся последовательной подробной передачи содержания текста. Такое изложение близко к устному пересказу прочитанного, поэтому является наиболее доступным учащимся.  

 

 

 

Изложение с элементами описания имеет большое значение для развития творческого воображения и об­разной речи учащихся. Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать. Учащиеся описывают, опираясь на свой жизненный опыт, на представления, полученные при изучении природо­ведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг.

Изложение текста с изменением лица заставляет учащихся думать над конструкцией предложения, пра­вильно употреблять местоимения взамен существитель­ных и пользоваться синонимами.

Наиболее трудным является сжатое изложение тек­ста. Оно требует от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связ­ным, правильно отражало основное содержание рас­сказа.

Готовый план поможет в работе учащих­ся. Но планы могут меняться и составляться самими учащимися, если они для этого достаточно подготовлены.

Обучение сокращенному изложению лучше начать с тек­ста, который будет перед глазами у каждого ученика.

Тексты с прямой речью даются только такие, в кото­рых прямая речь легко заменяется косвенной. Учащиеся практически обучаются заменять прямую речь косвен­ной, используя данные учителем образцы. Этот вид работы готовит учащихся к выполнению более сложных заданий в старших классах.

Изложения по данному началу можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное на­чало будет стимулировать учащихся на творческое раз­витие сюжета на основе своего личного опыта и прочитанных книг. Тексты для изложений по данному началу даются без заголовков, чтобы не сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа.

Классическая структура урока обучающего изложения:

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное чтение текста.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Деление текста на части. Составление плана.

5. Составление текста по плану.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

7. Повторное чтение текста.

8. Самостоятельная работа.

9. Анализ детских работ.

 

Усовершенствованная система работы над изложением

 

Казалось бы, есть определенная методика, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу про­читывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же воп­рос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.

Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом.

При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хоро­шие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный дру­гими, и пишут не изложение художественного образца, а пере­сказ пересказа.

Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.

1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.

Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необхо­димо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:

обязательно прочитают в классе;

повесят на стенд, как образец;

пошлют в газету, журнал;

поместят в классный журнал «Наше творчество»;

вручат «Почетную обложку» для тетради;

прочтут на метод объединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя);

покажут завучу, директору;

прочтут на родительском собрании.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочте­ния будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и пол­нее на них ответит (варианты):

 

—   мальчики или девочки;

—   первый или второй ряд;

—   первый или второй вариант;

—   личное первенство.

3. Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

4. Чтение текста учениками.

Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка.

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­тивного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

7. Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.

8. Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обо­роты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.

10. Повторное чтение текста.

Теперь — полное внимание. Учащимся дается возмож­ность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

 

11. Составление черновика.

Обычно изложение детям предлагают написать сразу в тетрадь. Так как изложения в основном носят обучающий характер, необходимо предоставить детям возможность учиться. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме: они могут сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы. У школьников появляется возможность соотнести написанное с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение предложения. Такая работа способствует развитию умения редактировать текст: важно не только научить ребенка письменному пересказу, но и привить навыки анализа своих работ. Дети должны научиться видеть свои ошибки (как грамматические, так и речевые) и исправлять их. Учитель может в индивидуальном порядке указать на недочеты, так как некоторые ученики сами их не замечают, но исправить могут самостоятельно. Когда скорость письма еще низкая, тексты для изложений небольшие по объему, поэтому дети успевают переписать работу в тетрадь. Можно обратиться к памятке для ученика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

12. Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

13. Самопроверка.

Обязательно нужно приучать детей к самопроверке, не ограничиваясь формальным замечанием «Написал – проверь!». Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.

Комплекс подготовительных упражнений

 

Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

  1. Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
  2. Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
  3. Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
  4. Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

 

 

 

  1. Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
  2. Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
  3. Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
  4. Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
  5. Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
  6. Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
  7. Устный пересказ текста по плану
  8. Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
  9. Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
  10. Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
  11. Озаглавливание текста
  12. Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

Результаты применения описанной методики приведены в приложении.

 

Пути повышения творческой активности школьников

 

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противо­положные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориен­тировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в се­редине, между этими крайними позициями, так как ни дослов­ное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и пи­сателем в развитии речи первого.

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь   из­ложения.   Нужны   условия, чтобы   ученик   мог   выражать    свои

мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более все­го учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из под­ражания   сама собой вырастет самостоятельная   деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной дея­тельности, но   если   бы   не   было   самостоятельной

деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать».

 

 

Такого же мнения придерживался Л. Н. Толстой: «Если уче­ник в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало та­ких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоя­тельное приложение этих сведений».

Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника, в речи, в диалоге, в рассказе, письменном сочинении и других самостоятельных формах. Таким образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.

Заключение

Мною был проанализирован опыт работы над изложением учителей-методистов; изучена психологическая, методическая, лингвистическая литература по данной теме.

На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений в соответствии с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ. 

Перед началом учебного года учителю необходимо планировать виды изложений, подбирать тексты, продумывать подготовительные упражнения.

Надеемся, что данная работа, окажет практи­ческую помощь учителям на­чальных классов. Наибольшую отдачу принесёт тот урок развития речи, на кото­ром учитель точно продумает содержание материала, умело отберёт приёмы и мето­ды, направленные на развитие активности и самостоятельности младших школьни­ков, чётко организует и направит работу по написанию изложений.

Для повышения эффективности работы по развитию связной речи необходимо сделать ее систематичной, используя при этом методы обучения в комплексе.

Важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо организованная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, развивать речь школьников, а в целом способствовать повышению языковой культуры, формированию у ребенка уважения и любви к родному языку.

Работа по развитию речи требует выхода на внеурочный уровень, она может быть продолжена на факультативах по культуре речи («Речь и культура общения», «Детская риторика» Т.А.Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И.Никольская)

В данной работе не были рассмотрены вопросы оценивания изложений, методика работы над составлением плана, особенности методики работы над изложениями разных видов и в разных классах, приемы индивидуальной помощи учащимся, методика анализа письменных работ работы над ошибками, формы мониторинга. Вопрос формирования связной устной и письменной речи остается весьма актуальным и перспективным, требующим дальнейших разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка 1

 

  1. Соответствует ли содержание текста теме? Ясно ли передал смысл?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предло­жений, неоправданных повторов одних и тех же слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Хорошо ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

 

 

Памятка 2

 

  1. Проверь, не   пропустил ли ты   буквы.
  2. Правильно ли написал безударные глас­ные?
  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
  4. Сравни написание слов в тетради и на доске (на карточке)

 

Не уверен — спроси учителя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Спала кошка на крыше она сжала лапки села около кошки птичка не сиди близко, птичка кошки очень хитры

 

Несла девочка ведро воды ведро было худое вода текла на землю а девочка была рада ей нести стало легче пришла она домой, а воды нет

 

Осень пришла

Пришла осень стало холодно листья на деревьях пожелтели и стали опадать они покрыли землю разноцветным ковром перелетные птицы улетают на юг

 

Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница

 

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной

 

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели березки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжелыми облаками шел мелкий дождь стаи птиц неслись на юг

 

Друзья

Стояли сильные морозы голодно и холодно было в лесу однажды Коля увидел в лесу олениху она с трудом передвигалась по снегу Коля стал осторожно подходить к животному скоро олениха взяла из рук мальчика овес утром Коля принес ей угощение она стала лизать соль олениха привыкла к мальчику на зов она выходила из березняка

 

В лесу

Тихо в лесу только иногда прокукует где-то кукушка, пропоет свою звонкую песенку малиновка в изумрудной траве прыгают веселые лягушата — вот муравей тащит гусеницу около корней дуба уютно устроился еж бабочка перелетает с цветка на цветок дремлют под кустом жимолости зайчата, а чей рыжий хвост мелькает в траве это на охоту вышла лисица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ежик.

Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Анализ.

  1. Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»?
  2. Как надо произнести это предложение, чтобы видно было, что мышам придется пло­хо?
  3. Какое предложение в этом рассказе нам объясняет, почему теперь еж будет ловить много мышей?
  4. Почему еж очень голоден?

Вопросы   для   составления   предложений

1. Кого дедушка подарил детям?

2. Где   еж жил летом?

3. Где   он   уснул   зимой?

4. Какой придет ежик весной?

ежика

в сенях

в норе

голодный

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Анализ.

  1. Что захотела сделать галка?
  2. По­чему она не смогла сразу попить из кувшина?
  3. Какой выход нашла галка?
  4. Объясните, как вы понимаете название рассказа.

Вопросы   для   составления   предложений

1. Что захотела галка?

2. Что заметила она на столе?

3. Сколько воды было в кувшине?

4. Что не могла сделать галка?

5. Что тогда стала делать галка?

6. Что стало с водой?

7. Что смогла сделать галка?

пить

кувшин с водой

мало

достать воду

кидать камешки

поднялась

напиться

Гнездо

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она при­несла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда.

Анализ.

  1. Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?
  2. Почему мальчики отошли от гнезда?

Вопросы   для   составления   предложений

1. Куда пошли Миша и Саша?

2. Что они нашли в кустах крушины?

3. Кто пищал в гнезде?                                

4. Кто кружился и тревожно кричал над кустами?                                           

5. Что она принесла малышам?           

6. Что сделали ребята?                          

в рощу

гнездо

птенцы

птица

пищу

отошли от гнезда

 

Ручная белка

 

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

 

Вопросы   для   составления   предложений

  1. Кто жил у Вовы?
  2. Где свила себе гнездо белка?
  3. Где были подвешены лыжи?
  4. Как устроилась белочка в своем гнезде?

 

Живой уголок

 

Школьники устроили живой уголок. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам они дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.

 

Вопросы   для   составления   предложений

  1. Кто устроил живой уголок?
  2. Кто там живет?
  3. Кто ухаживает за животными?
  4. Что дети дают кроликам?
  5. Что они приносят белке?

 

Русские избы

 

Русские люди всегда жили в избах. Мастера-плотники рубили избу из еловых или сосновых бревен. Крышу делали из тесаных досок. На крыше ставили резной деревянный конек. Столбики крыльца и наличники окон тоже были резные.

 

Вопросы   для   составления   предложений

  1. Где жили русские люди?
  2. Из чего рубили мастера-плотники избу?
  3. Что они ставили на крыше?
  4. Какие были столбики крыльца и наличники окон?

 

Случай в лесу

 

Ходили ребята по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали грибы считать. Вдруг в кустах что-то зашуршало. Дети испугались. А это Шарик разыскал их в лесу.

 

Вопросы   для   составления   предложений

  1. Что делали ребята в лесу?
  2. Сколько они набрали грибов?
  3. Что они стали делать на полянке?
  4. Что они услышали в кустах?
  5. Кто напугал ребят?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Кролики.

 

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане. Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих пи­томцев. Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой.

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Какой подарок получил Сережа?

2. Где жили кролики зимой?

3. Что сделал Сережа летом?

4. Когда вывелись крольчата?

5. Чем мальчик кормит зверьков?

 

Кто хозяин Жука?

 

У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?

 

Вопросы   для   составления   предложений

1.      Где гуляли мальчики?

2.      Кто напал на собаку?

3.      Что сделал Жора?

4.      Кто стал защищать Жука?

 

Котята

 

На столе стояла кружка с молоком. Зина накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята. Один котенок схватил салфетку и потащил. Кружка упала на пол. Молоко разлилось. Котята и рады. Они стали лакать молоко. Напились молока и уснули.

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Где стояла кружка с молоком?

2. Чем накрыла Зина молоко?

3. Кто играл возле стола?

4. Что сделал один котенок?

5. Куда упала кружка?

6. Что случилось с молоком?

7. Как вели себя маленькие проказники?

 

Летом

 

Летом мальчики часто ходили в лес за грибами. Раз Леша набрал полную корзинку белых грибов. Потом он стал помогать товарищам искать грибы. Ребята долго гуляли по лесу. Они пели веселые песни и играли в прят­ки. Вечером мама жарила грибы.

 

 

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Куда ходили мальчики летом?

2. Сколько грибов набрал Леша?

3. Кому он помогал искать грибы?

4. Как развлекались ребята в лесу?

5. Что приготовила им мама на ужин?

 

Птичка с усами

 

Вася читал на балконе книгу. Он увидел птичку. У птички изо рта торчала шерсть. Шерсть казалась уса­ми. Птичка несла в клюве шерсть в гнездо.

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Где Вася читал книгу?

2. Кого он увидал?

3. Почему шерсть казалась усами?

4. Куда несла птичка шерсть?

 

Синичка

 

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Когда это было?

2. Куда прилетела синичка?

3. Кто стоял у окна?

4. Что сделали дети?

5. Что делала синичка в комнате?

 

Находка

 

Коля и Витя гуляли в лесу. Мальчики забрались в самую чащу. Там они увидели щенка. Щенок жалоб­но пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля принес щенку молока. Щенок поел и уснул.

 

Вопросы   для   составления   предложений

1. Где ребята нашли щенка?

2. Куда они его принесли?

3. Почему щенок успокоился и уснул?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Сорока

 

На изгородь села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Сорока стала стрекотать. Тут выскочил пес снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

 

Вопросы для составления предложений

1. Куда села сорока?

2. Какая была сорока?

3. Что она стала делать?

4. Почему сорока улетела?

 

На далеком севере

 

Далеко на севере живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима долгая и холодная. Лето короткое. Че­тыре месяца длится ночь. Но люди привыкли к холоду. Они носят меховую одежду. Эвенки заняты охотой на зверей.

 

Вопросы для составления предложений

1. Где живут эвенки?

2. Какая природа на севере?

3. Чем занимаются эвенки?

 

Ворон

 

Ворон свил гнездо на дереве. Собака Тинка часто подбегала к дереву и лаяла на ворона. Ворон молча смотрел на собаку. Потом ворон сам стал подражать лаю собаки. Увидит издали Тинку и начнет лаять.

 

Вопросы для составления предложений

1. Где ворон свил гнездо?

2. Что делала собака Тинка около дерева?

3. Чему научился ворон у собаки?

 

Товарищи

 

У Пети заболела мама. Ее отвезли в больницу. Петя остался один. Что делать? Как он будет жить без мамы? На помощь пришли школьные товарищи. Ребята помо­гали Пете убирать комнату, готовить обед. Мама бла­годарила ребят за помощь.

 

Вопросы для составления предложений

1. Что случилось с Петиной мамой?

2. Кто пришел мальчику на помощь?

 

 

 

 

 

В заповеднике

 

Юлия Ивановна работала в заповеднике. Птицы ее не боялись. Особенно привык к ней журавль. Станет Юлия Ивановна тихонько напевать, и журавль начнет свой танец. Он распускает крылья, поднимает ноги, топчется, кланяется. Потом пойдет провожать Юлию Ивановну.

 

Вопросы для составления предложений

1. Где работала Юлия Ивановна?

2. Как относились к ней птицы?

3. Как вел себя журавль, когда Юлия Ивановна на­певала?

4. Что делал журавль после танца?

 

Пчелы

 

В саду стояли ульи. Захотелось Вите достать из улья меду. Просунул он в улей руку да как закричит! Пчелы больно ужалили шалуна. На крик прибежал дядя Се­мен и отогнал пчел.

 

Вопросы для составления предложений

1. Где стояли ульи?

2. Что хотел сделать Витя?

3. Что с ним случилось?

4. Кто выручил мальчика из беды?

 

Храбрый дрозд

 

Кот Васька на птиц охотится. Заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели. Влез к дуплу и запустил лапу. Птица бросилась на разбойника. Дрозд стал клевать его. Кот струсил и пустился бежать.

 

Вопросы для составления предложений

1. Что делал Васька?

2. Как дрозд защищал свое гнездо?

3. Что случилось с котом?

 

Цветочные часы

 

Маша и Лида гуляли у пруда. На воде плавали бе­лые кувшинки. Лида стала звать Машу домой. Маша хотела еще погулять. Лида показала ей на белые кув­шинки. Они закрылись. Значит, время уже пять часов вечера.

 

Вопросы для составления предложений

1. Где гуляли Маша и Лида?

2. Какие цветы плавали на пруду?

3. Почему Лида стала звать Машу домой?

4. Как узнала Лида время?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Цыплята и капуста.

 

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.

Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.

Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц.

Быстро очистили цыплята капусту от гу­сениц.

 

Анализ.

Какой вред причиняли гусеницы?

Как Виталик помог маме?

По­чему рассказ назван «Цыплята и капуста»?

 

Вопросы   для   письменных ответов:

1. Кто   напал на   капусту?

2. Кого принес Виталик в огород?

3. Что сделали цыплята?

 

Сказка в лесу

 

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

 

Анализ.

Где вы читали о добрых человечках — гномах?

Что писал для де­тей Андерсен?

Что сделал Андерсен для девочки?

 

Вопросы для пересказа и изложения:

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила ма­лютка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Снежная кукла

 

Зимой дети … на пруду. Они из снега слепили … . Руки у них … . Зато кукла вышла … . Глаза — … . Нос —… .

Слова для вставки:  угольки, играли, славная, куклу, зябли, морковка.

Анализ.

  1. Почему кукла названа «славной»?
  2. Как ребята разукрасили ее го­лову?

Вставьте слова и запишите предложения.

 

Ворона Кара.

 

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

Анализ.

  1. Умела ли Кара на самом деле читать и считать?
  2. Что еще она лов­ко делала?
  3. Кто обучил всему этому ворону?

Ворона, нас, у, была, Кара

книгу, она, клювом, листала

считала, на счетах, ворона

со столбика, снимала, ловко, Кара, кольца

Составьте из слов предложения и запишите.

 

Прочитайте вопросы.

 

  1. Где жил ежик?
  2. Что грызет пес шарик?
  3. Кто жует сено?
  4. У кого клюв острый?
  5. Куда идут дети?
  6. Какая туча плыла по небу?

Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова.

под, елкой, ежик, жил

грызет, пес, кость, Шарик

наша, сено, жует, Буренка

острый, клюв, у, грача

идут, в, дети, рощу

плыла, по, темная, небу, туча

 

Прочитайте вопросы.

 

 

У кого были котята?

Как их звали

 

Где паслась корова Буренка?     

Что любит Буренка?

Кого     Алеша      ведет к пруду?

Что будет Алеша делать?

 

Кто сторожит дом?

Где спит Жучка?

Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова.

 

кошки,  были,   Мурки,   у, котята;

Мурзик, Васька, звали, и, их;

 

Буренка, на, паслась, ко­рова, лугу; сочную, траву, она, любит;

Орлика, пруду, к, ведет, Алеша;   Орлика, купать, Алеша, будет;

 

дом, сторожит, Жучка;

Жучка, на, крыльце, спит

 

 

Составьте из слов предложения и запишите.

Марина, у, кукла, была

Звали, Лара, куклу

 

высокие, в, растут, ели, лесу

нора, ели, около, енота

 

у, набухли, ивы, почки

у, пушистый, лисы, хвост

за, рос, старым, домом, клен

лосенок, ветки, осины, жует

к, реке, лось, идет, могучий

ежи, в, шуршат, траве, сухой

у, есть, Ромы, Мурка, кошка

клена, у, листочки, красивые

тихо, старые,  шумели, сосны

репа, соком, спелая, налилась

белка, на, зиму, орехи, запасла

громко, птенцы, в, пищат, гнезде

застучали, капли, частые, дождя

под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху

летом, часто, в, ходили, рощу, дети

бабушка, чай, пить, душистый, села

ежик, на, вышел, тропку, маленький

в, зацвели, душистые, ландыши, лесу

ветки, от, гнулись, ягод, тонкие, красных

по реки, краям, в, льдины, кучу, сгрудились

от, ушки, зайчишка, прижал, страха, робкий

пестрый, шуршал, листьев, под, ковер, ногами

лесных, сковал, на, мороз, лужи, ледком, дорожках

верблюд, пустыни, колючие, жесткие, растения, ест

утро, сыпал, кормушку, каждое, зимой, Сережа, зерно, в

по, разноцветная, дугой, радуга, голубому, протянулась, небу

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Муравей.

 

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал то­варищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

 

Анализ.

  1. Как называется дом муравьев?
  2. О каких товарищах здесь говорит­ся?
  3. Что сделали муравьи вместе?

Вопросы для составления текста

  1. Что узнали о муравье?
  2. Что узнали о зерне?
  3. Кого позвал муравей?
  4. О чем надо сказать в последнем пред­ложении?

 

Лиса.

 

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

 

Анализ.

  1. Куда попала лиса?
  2. Как в рассказе сказано о том, что она попала в капкан?
  3. Почему лиса приблизилась к капкану?
  4. Где это было?
  5. В какой части рассказа сказано, что дело было в лесу?

 

 

 

Расположить предложения так, чтобы получился текст.

 

Там есть сказки.

Мама купила Коле книгу.

Он умеет читать.

Коле шесть лет.

 

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

 

Встал Миша, отряхнулся.

Весело ребятам зимой!

Миша въехал в сугроб и упал.

Ребята катались на лыжах с горы.

Подъехал Вася и смеется.

 

 

Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор.

У Вали из глаз текли слезы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

 

Муравей сел на ветку и спасся.

Он хотел напиться.

Волна захлестнула его.

Она увидала муравья и бросила ветку.

Муравей спустился к ручью.

Голубка несла ветку.

 

Жучка захотела отнять у нее кость.

Жучка бежала через мост.

Ту кость не взяла и свою потеряла.

Жучка подумала, что это другая собака.

Она несла кость.

Она выпустила свою, чтобы взять ту.

В воде Жучка увидела свою тень.

 

 

Друзья

 

Саша каждый день навещал товарища. Саша и Сережа – друзья. Они вместе делали уроки, играли в шахматы. Они учатся в одном классе. Однажды Сережа заболел.

 

 

Мальчик передал девочке портфель и помог старушке встать. На улице было скользко. Впереди них шла старушка. Из школы шли мальчик и девочка. Старушка поскользнулась и упала.

 

 

Там тетерева наелись березовых почек. Стая птиц полетела на лесную полянку. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. Кругом был снег. Теперь у птиц есть убежище от врагов.

 

 

Он разгребал лапками муравьиную кучу. Так дрозд освобождался от насекомых-паразитов. По муравейнику прыгал дрозд. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и опрыскивают тело кислотой. Птица вытянула в стороны крылья и посидела минут десять. Такие муравьиные ванны принимают многие лес­ные птицы.

 

 

 

 

Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Берегите лес от пожара! Искры от непога­шенных костров вызывают новые пожары. От пожара гибнут растения, звери и птицы. Долгие годы растет на пожарище новый лес.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте. Расположите части по порядку, запишите текст.

 

Золотой дождь.

 

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подстав­ляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листи­ками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по суч­кам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лес­ное золото.

 

 

 

 

В тундре.

 

Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя. Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать.

Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее.

В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.

 

Лесные подарки

 

Она пошла домой. Но на опушке увидела рябину. А на рябине, словно красные бусы, висели тугие красные ягоды, И рябины нарвала Таня, да еще по пути наломала красных осиновых веток. Так и пришла она домой с лес­ными подарками.

На полянке стоял высокий пенек, весь усаженный желтыми грибами-опенками. Таня сняла свой голубой фартук и расстелила его на земле. Она собрала грибы в фартук, завязала его узелком и пошла дальше.

На полянке она встретила широкий ореховый куст. Таня положила узелок с грибами на траву, а сама стала рвать орехи. Много орехов нарвала, а еще больше оста­лось на кусте.

Таня пошла по дорожке в лесок. В лесу было тихо и нарядно. Елки густо зеленели. В березах светились золо­тые искорки. Осинки стояли румяные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Составьте из слов предложения.

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

 

тропинки, прячутся, у, боровики

частом, в, ельнике, растут, грузди, а, душистые

много, в, грибов, лесу

полянке, на, рыжики, появились

 

кучей, уснул, под, хвороста, еж

лесной, тихо, на, полянке, зимой

в, медведь, сладко, берлоге, спит

под, корой, зимует, пня, еж

 

больше, их, становилось

снег, повалил, хлопьями

земля, голая, промерзла

вечеру, потеплело, к

закружились, крупные, воздухе, снежинки, в

 

плавники, красные, спина, полоски, окуня, а, темные, на, темно-зеленая, боках

запрыгал, в, вдруг, воде, поплавок, и, утонул

дернул, окунька, рыбак, удочку, и, вытащил.

в, закинул, ждет, рыболов, речку, удочку, и

 

ночью, вот, проскакал, хорек

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

снегу, много следов, видно, на

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

пушистый, накрыл, деревья, снег

 

Ваня, собирать, землянику, стал

деревья, праздничные, стояли

были, ягодки, похожи, серьги, на, красные

Ваня, лесом, любовался

соком, налилась, алым, земляника

угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою

 

полянке, на, ореховый, им, встретился, куст

Таня, шли, Аленка, и, лес, через

висели, рябинке, ягоды, на, красные

рвать, орехи, стали, девочки

опушке, увидели, на, они, рябину

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  10

 

Лес

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины
покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья
у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые

Анализ

  1. Как выглядел лес летом?
  2. Как он изменился осенью?
  3. Опишите маленький клен. Почему он сравнивается с букетом цветов?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом?              

2. Какими стали осенью березы?   

3. Что произошло с осинами?                 

4. На что похож маленький клен? 

5. Какие у него листья?         

Ежик спит

Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ежик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь ежик спит. Он проснется только весной.

Анализ

  1. Что увидели дети в саду?
  2. Что они узнали от деда Антона?
  3. Как вы думаете, зачем дед Антон показал детям жилище ежика?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Куда привел детей дед Антон?  

2. Что он показал им?                             

3. Кто это вырыл ямку?

4. Что он сделал?

5. Что теперь делает ежик?

6. Когда он проснется?

Майский жук

Майский жук — страшный враг леса и сада. Любимый обед жука — нежный молодой листик. Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землей живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

Анализ

  1. О ком говорится в рассказе?
  2. Кто видел это насекомое?
  3. Как назван в рассказе майский жук?
  4. Объясните, почему жук получил такое название.
  5. Расскажите, какой вред наносят деревьям личинки жука.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Кто такой майский жук?

2. Что является любимым обедом жука? 

3. Кто наносит сильный вред дереву?

4. Где живут личинки жука?         

5. Что они грызут?   

6. Что происходит с деревом?

 

 

Умный пес

Теплый летний день. Леня идет в лес. С ним верный пес Бимка. Вот кусты малины. Леня рвет ягоды. Вдруг Бимка стал громко лаять. Смотрит Леня — в траве гадюка. Бимка схватил гадюку и бросил в кусты. Умница Бимка!

 

Анализ

  1. Куда пошел Леня?
  2. Кто был с ним рядом?
  3. Что Леня делал в лесу?
  4. Что случилось в лесу?
  5. Что могло бы случиться, если бы Бимка не заметил гадюку?
  6. Расскажите, какой Бимка. Он вам нравится?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был день?

2. Куда идет Леня?

3. Кто рядом с ним?

4. Вот кусты чего?

5. Что делает Леня?

6. Что вдруг стал делать Бимка?

7. Что увидел Леня?

8. Что сделал Бимка?

9. Какой Бимка?

 

Снеговик

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Анализ

  1. Какая была погода?
  2. Что задумали сделать дети?
  3. Расскажите, как это происходило?
  4. Какой получился снеговик?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой снег шел весь день?

2. Что решили сделать дети?

3. Что решили сделать мальчики?

4. Что сделали девочки?

5. Что надели снеговику на голову?

6. Что ему дали в руки?

7. Какой получился снеговик? *

 

* Методика проведения восстановленного диктанта:

  1. Чтение текста учителем
  2. Анализ текста
  3. Повторное чтение текста, запись учащимися опорных слов самостоятельно
  4. Восстановление предложений с помощью плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 

 

Подбери синонимы.

Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный

Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, не­верный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

 

Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым.

карие носки — коричневые глаза — коричневое пальто

сырой луг — мокрый луг — мокрый воздух

голубое платье — лазурное платье — голубое небо

покоится пустыня — лежит пустыня

 

Подбери антонимы к словам. Составь с ними словосочетания

чистый — …

здоровый — …

светлый — …

мягкий — …

 

Подбери антонимы

Трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный

 

Сколько антонимов можно подобрать к слову радость? Запиши их.

радость — грусть

радость — печаль

радость — огорчение

Составь с каждой парой слов предложе­ния.

 

Объясни разницу в значениях слов

плачет и рыдает;

смеется и хохо­чет;

засмеялся и посмеялся;

заплакал и расплакался.

 

Прочитай текст, найди в нем синонимы.

Уже неслись мимо стаи перелетной птицы. Первыми тронулись болот­ные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Лебеди, гуси и утки тоже начали готовиться к отлету. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Сколько было крика, веселья и радости!

 

 

 

 

 

Прочитай синонимический ряд, определи главное слово.

Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский

Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? какие — в современной газете? Составь словосочетания с каждым из этих слов.

 

Прочитай синонимический ряд, выражающий предположение, догадку.

Наверное, вероятно, по всей вероятности, верно, видимо, по-видимому, очевидно, должно быть, видать, знать, поди, чай, как видно

Прочитай предложение.

Скоро вечер, наверное, уже шесть часов!

Попытайся заменить слово, наверное, поочередно всеми синонимами этой группы: не теряется ли смысл при таких заменах?

 

Прочитай литературные примеры. Объясни разницу значений выделенных слов.

1. Он с трудом сдерживал раздражение. О, как ему был противен этот жадный, суетливый человек. (В. Катаев.)

2. — Ах ты, злодей! душегубец! разбойник! — сказала Анна Павловна, покраснев от гнева. (И. Гончаров.)

3. Вне себя от ярости, Дмитрий размахнулся и ударил Григория.                  (Ф. Достоевский)

4. Ноздри его стали забирать воздух, губы посинели, он весь задрожал, сдерживая бешенство. (А.Н. Толстой.)

Расположи синонимы гнев, бешенство, раздражение, злость, ярость по степени возрастания неприятного чувства.

 

Объясни значение глаголов синонимического ряда

Хитрить, лукавить, мудрить, плутовать, вилять, крутить

Составь предложение с одним словом из это­го ряда синонимов по выбору.

 

Попробуй в предложениях заменить выделенное слово его синонимом. Возможно ли это?

1. Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

2. Лиса обманула медведя (косолапого).

3. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

 

Выбери одно из данных близких по смыслу слов. Обоснуй выбор синонима.

1. Небо (закрыло, заволокло) тучами.

2. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

3. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

4. Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

 

 

Запиши синонимы-фразеологизмы со следующими значениями:

опыт­ный человек —

темно —

до конца —

много —

наказывать —

дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски

Составь и запиши с одним из них предложение.

 

Объясни значение фразеологизма помирать со смеху.

Составь синони­мический ряд, куда бы можно было включить данное устойчивое сочета­ние. Составь с каждым из слов предложение.

смеяться, посмеиваться, хихикать, помирать со смеху

 

Объясни значение фразеологизма

коломенская верста-

заваривать кашу-

через час по чайной ложке-

гладить по шерсти-

бить баклуши-

золотые руки-

медведь на ухо наступил-

сесть в калошу-

хоть глаз выколи-

навострить уши-

как курица лапой-

ворон считать-

гром среди ясного неба-

во весь дух-

задрать нос-

развесить уши-

язык развязался-

 

Скажи по-другому, сохраняя смысл высказывания, например:

Кошка хочет есть – проголодалась, захотелось полакомиться

Радуют взгляд красивые цветы —

Скоро придет зима —

Стыдно стало мальчикам —

Мы часто приходили к гнезду —

Мальчик понял свою ошибку —

Ему не страшны болота и снега —

Леша стал переживать за деревце —

Миша очень любит слушать рассказы Алек­сея о моряках —

Они смастерили для черепахи чудесный и уютный домик —

У мальчика был любимый конь Лучик —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

 

Воротник убежал.

 

Убегала лиса от собак. Выбилась она из сил. Упала лисица и притворилась мертвой. Охотник отогнал собак. Повез он лису домой. Привез охотник жене воротник на шубу. Положил мертвую лису во дворе. А плутовка вскочила да и была такова.

Анализ

  1. Как понять слова была такова?
  2. По­чему лиса названа плутовкой?
  3. Почему рассказ называется «Воротник убежал»?

 

Живая шляпа.

 

Котенок играл и свалил  шляпу. Шляпа накрыла  Ваську. Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять. Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит. Мяу!

Анализ

  1. Кого же испугались малыши?
  2. Как Васька оказался под шляпой?
  3. Почему же шляпа двигалась?

 

Митина шляпа.

 

Весной Митя забыл в лесу свою шляпу. Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел.

Анализ

  1. В чем же птички устроили гнездо?
  2. В какое время года это было?
  3. Из чего вы заключили, что это было вес­ной, в мае?
  4. Зачем Митя раскрошил хлеб?

Возможные надписи под картинками: 1. Где Митя забыл шляпу? 2. Нашлась! 3. Гнездо в шляпе. 4. Как поступил Митя?

 

Едва выбрался

 

На крутом берегу ласточки наделали гнезд. Ходил по берегу кот. Увидал он гнезда и хотел оттуда птичек или яичек достать. Стал кот карабкаться к гнездам. Ласточки всей стаей налетели и стали его клевать. Хотел кот схватить птицу и сорвался. Упал он в воду, едва выбрался.

Анализ

1.      Где наделали гнезд ласточки?

2.      Что задумал сделать кот?

3.      Как встретили его ласточки?

4.      Почему ласточки оказались сильнее кота?

5.      Чем все это кончилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

 

Летучая мышь.

 

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица. Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых. Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

 

Анализ.

  1. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?
  2. Что сказано дальше про этого зверька: полезен или вреден он?
  3. Какую же пользу приносит летучая мышь?
  4. Когда она охотится?
  5. Как летучая мышь проводит день?

 

Заголовки для составления плана:

День летучей мы­ши.

Чем необычна летучая мышь?

На охоту.

Чем полезна летучая мышь?

 

Воробьи и розы.

 

В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душисты­ми цветами. Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали буто­ны и листья. Яд не помогал против вредителей. Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Кликнул он клич. Слете­лись в сад другие воробьи. Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было мно­го красивых роз.

 

Анализ.

  1. Почему воробьи названы санитарами?
  2. Какую помощь они оказа­ли хозяевам сада?
  3. Почему воробьи слетелись на кусты?
  4. Кто назван разведчи­ком и почему?

 

Заголовки для составления плана:

На­летели воробьи.

Пришла беда!

Разведчик кликнул клич.

Санитары сделали свое дело.

Кусты роз.

 

 

 

 

Хитрая рыба

 

Долго сидел Коля с удочкой на берегу. Не клюют у него пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и мальчик в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

 

Анализ

  1. Где же сидел дедушка?
  2. Как у него шел лов?
  3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
  4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?

 

Заголовки для составления плана:

Куда пересел Коля?

Как шла ловля у деда?

Как сначала шла ловля у мальчика?

Почему сначала у мальчика рыба не клевала?

 

 

Подарим маме весну.

 

Юра шел из школы. В сквере женщина обрезала ветки де­ревьев. Она дала мальчику пять веточек.

— Поставь в воду. К тебе раньше всех придет весна.

Юра поставил веточки в воду. Банку закрыл шторой.

8 Марта секрет открылся. Юра отдернул штору. Зеленые листочки блестели на ветках.

Мама была рада подарку и весне.

 

Анализ.

  1. В какой день мама увидела на окне весну?
  2. Кто сделал ей этот подарок в день 8 Марта?
  3. Почему веточки в банке названы «секретом»?
  4. Как вы думаете, кому еще эта зелень принесла радость? Почему и Юра был доволен?

 

Заголовки для составления плана:

Чему обрадовалась мама?

Что принес Юра домой?

Когда открылся его секрет?

Что сделал Юра с веточками?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

 

 

Где грибы выше леса?

 

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не вид­но? У тебя под ногами ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

 

Анализ.

  1. Так где же грибы выше леса?
  2. Почему деревца не растут?
  3. Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?
  4. Какая зима на Севере? Что появляется в тундре во время короткого лета?
  5. Что сказано о цветах?

 

Составление плана.

Учитель дает один пункт плана:

3. Леса не видно.

Учащиеся рассказывают содержание этой части рассказа.

О чем нужно сказать после этого? (Озаглавливается четвертая часть рассказа.)

Как начинается рас­сказ? (Озаглавливается начало рассказа.)

Что еще растет в тундре, кроме цветов? (Озаглавливается эта часть.)

 

Примерный план:

1. Трава и цветы в тундре.

2. Ягоды и грибы во мху.

3. Леса не видно.

4. Эти крошки не вырастут.

 

Интернат.

 

В этих школах ученики постоянно живут. Только на каникулы ездят домой. Называется такая школа интернатом. Ребята в интернате живут как одна семья. Дружно играют, по­могают друг другу. Вместе ходят ребята в театр, на каток. Раз в месяц здесь справляют день рождения. На празднике поздравляют ребят, которые родились в этом месяце. Каждый по­лучает подарок. В будни ребята старательно учатся. Они всегда вежливые и ак­куратные.

 

 

 

 

 

Анализ.

  1. Чем интернат похож на семью?
  2. Почему день рождения отмечают сразу для многих именинников?
  3. Как ведут себя ребята в будни?

 

Составление плана.

Рассказать ту часть, которая лучше других за­помнилась.

Как ее можно назвать?

О чем нужно рассказать до этого?

Чем кон­чается рассказ о ребятах?

 

Примерный план:

1. Какая школа называется интернатом?

2. Как дети живут в интернате?

3. Как справляют день рождения?

4. Как ведут себя ребята в будни?

 

Медвежонок.

 

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село. Хозяин налил в блюдечко молока. Ходит малыш кругом, ску­лит, а не пьет. Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко. Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Поло­жил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал па­лец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

 

Анализ.

  1. Из чего видно, что медвежонок был очень мал?
  2. Как в раз­ных местах рассказа писатель назвал медвежонка?
  3. Как охотник приучал медвежонка пить молочко?

 

Составление плана.

Прочитать рассказ.

Придумать, какая часть са­мая занятная, как ее озаглавить. Что еще интересного случилось ночью?

Сколь­ко еще частей можно выделить в рассказе?

Как их озаглавить?

 

Примерный план:

1. Что сделали охотники?

2. Пить не умеет.

3. Накормили.

4. Ночью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

 

 

Обратно пошел дождь.

На полях появились молодые восходы ржи и пшеницы.

Слон не боялся наказов.

В голове у него метнулась мысль.

Еж смотался в клубок.

Девочка бросила в клетку снежный клубок.

Ребята строят снежную бабу.

Я люблю ездить на лыжах.

На столе лежала шляпа. Он заметил, что одна муха села на шляпу.

Сережа — он быстрее всех решал задачи.

Наташа — она всегда писала красивым по­черком.

Наши ребята — они лучше всех в школе иг­рают в хоккей.

Они кричат, плачут. Мать кормит их молоком. Ког­да они подрастут, у них откроются глаза. Мать научит их добывать себе пищу.

Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям.

Я достала и стала читать из тумбочки книгу.

Ее цветок был нежен и роскошный.

Кот ел мышей, птиц, разоряет гнезда.

Люба собирает ромашки, а потом плела венок.

Костя сидел у окна и смотрит на птичку.

Мы с сестрой моем собачку и кормили по очереди.

Заяц забрался на ветку и сидел.

Лебедь последний раз взмахнул крыльями и падал.

Река замерзла льдом.

Небо покрылось синей голубизной.

Однажды раз мишке попало в глаза мыло.

Одному из первоклассников выпала почетная честь дать звонок.

В школу пришла радостная радость.

Синичка полетела за новыми новостями.

Осенью сажают саженцы деревьев.

Роза расцвела в цветнике.

Нападающие игроки нападают смело, решительно.

Журка стала своим острым клювом клевать Вову в лоб.

Вот какие со мной случаются случаи.

Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Мы ехали на поезде в Крым. Я с интересом смотрел в окно. Мы ехали на поезде, и из окна было видно много интересного.

Весной ребята посеяли около клуба семена цветов. Марина посеяла аст­ры и настурции. Совсем скоро здесь будет красиво! Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

 

×
×