Автор: Санникова Фекла Афанасьевна
Организация проектно-исследовательской деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на дому.
(из опыта работы)
Санникова Ф.А., учитель индивидуального обучения на дому
МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус»
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения состояния здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся независимо от его индивидуально-психологических особенностей, возможностей и склонностей – задача каждой школы, где обучается ребёнок
.(Презентации и работы детей прилагаются)
С 2012 года работаю с детьми – инвалидами и с ОВЗ, обучающимися на дому с различными диагнозами: болезнь Дауна, ранний детский аутизм, ЗПР.
Как индивидуально построить учебно-воспитательную работу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так, чтобы включить его в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Многолетний опыт работы с такими детьми привел нас к методу проектов. Проектно–исследовательская деятельность является наиболее эффективным инструментом достижения цели – его социальной адаптации и самореализации в жизни, так как имеет ряд преимуществ:
• Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика.
• Осваивая эту технологию, учащийся приобретает собственный жизненный опыт.
• Учащийся пробует анализировать и оценивать результаты своей работы.
• Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Конечно, у учащегося с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно для детей с ОВЗ младший школьный возраст больше подходит для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы практического и образовательного потенциала, формируется комплекс ценностных качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.
Цель работы: обучение и развитие индивидуальности и творческой самореализации через проектно – исследовательскую деятельность учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза работы: проектно-исследовательская работа в обучении создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Прежде чем приступить к такому методу работы, мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу, стандарты в области образования по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, описания такой индивидуальной практики работы с детьми с ОВЗ в литературе мы почти не нашли.
Нам приходилось вести работу методом проб и ошибок, начиная с маленьких, краткосрочных проектов и исследований. За годы работы пришли к следующим выводам при организации проектно — исследовательской работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1) Необходимость учёта интересов и возможностей детей. Они делают только то, что им интересно.
2) Организация учения через деятельность. Даже если они не обучаемы, в практической деятельности они могут усвоить некоторые умения и навыки.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь мы можем говорить не только о сотрудничестве между учителем и учеником, но между родителями и учеником, учителями-предметниками и самими учениками. Без родительской помощи и других членов семьи невозможно вести проектно-исследовательскую работу с такими детьми.
5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.
Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.
Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а, самое главное, социализации детей с умственной отсталостью.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса, позволяет учащемуся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Учащиеся, имеющий особые образовательные возможности здоровья, не похожи друг на друга, и даже дети с одним и тем же диагнозом имеют различные степени тяжести заболевания. В силу индивидуальных особенностей (уровня психического, психологического и физического развития) такие дети — особенные, у них слабая память, недостаточная полнота и точность восприятия, неустойчивое внимание. В связи с этим цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты мы адаптируем, исходя из особенностей ученика, совместно с ребенком обсуждаем, определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы с родителями. Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей (семья, дом, друзья, изученный материал) и.т.д.
Таким образом, при проектной деятельности в работе необходимо постоянная корректирующая помощь учителя.
Наш ученик Жирков Антон – ученик 9 «В» класса МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2» МО «Намского улуса». Согласно заключениям МСЭ, ему поставлен диагноз — «Болезнь Дауна. Умственная отсталость выраженной степени. Оперированный ВПС, закрытие ДМЖП, ушивание ДМПП, пластика правый ЛА, пластика ТК, перевязка ОПП(23.05.03. НТК 1 стНКО нейрогенный пузырь».
Первая наша работа – творческо-информационный проект: «Пуночка – вестница весны» (6 класс). Работа началась с проблемы. Весной во дворе дома появилась стая незнакомых птиц. Ребенок заинтересовался: «Что за птички?» С этого началась наша работа по проекту. В самом начале работы для лучшего понимания исследования мы выделили наиболее главные вопросы. У детей с ОВЗ более развито зрительное запоминание, так как у них зрительный опыт богаче, поэтому в поиске материала для проекта использовали наглядность, а именно картинки с изображениями птиц, применяя интернет-ресурсы по теме работы. На уроках чтения прочитали стихи и рассказы о пуночках. На уроках окружающего мира познакомились с перелетными птицами родного края, обычаями, традициями, приметами, связанными с прилетом этих птиц. На уроках ручного труда сделали панно — аппликацию из семян чечевицы. Работу отправили на VI Всероссийский творческий конкурс детского творчества «Талантоха» и заняли II место в номинации «Декоративно-прикладное творчество» (апрель 2014 г.).
Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, они с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами. Также эти дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Такие дети не умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий, нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они часто отождествляют причинно — следственные связи и пространственно- временные связи. Поэтому нужно неоднократное повторение материала. Например, по проекту «Мой любимый герой» Антон сам начал собирать картинки, разные предметы с изображением Человека-паука. Его любимый герой — Человек паук. Постепенно его коллекция стала увеличиваться. Родные, учителя, знакомые стали ему приносить предметы, книжки- раскраски, наклейки, ручки, карандаши с изображением Человека- паука. Так мы решили пополнить нашу коллекцию уже своими работами. За эти годы у нас появились следующие работы: картинка-раскраска, панно-аппликация из круп и семян с изображениями этого героя. На кружке мультипликации создали свой первый мультик «Человек-паук». Изготовили в технике папье-маше куклу Человека-паука. Родители купили на Новый год маскарадный костюм Человека-паука. На всех новогодних мероприятиях, куда его приглашали, он надевает этот костюм.
Проектная деятельность в образовательном процессе коррекционного обучения, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов. Поэтому при работе обязательно привлекаю родителей, членов семьи: братьев и сестер. В 7-м классе сделали экспериментально-исследовательский проект «Выращивание лука на зелень в зимнее время в домашних условиях». Работа началась со следующей проблемы: Антон стал брать из холодильника репчатый лук, отламывать проросший зелень лука и с аппетитом его есть. Обсудив и выяснив проблему, решили провести исследование. Здесь к работе привлекли маму, которая сама занимается выращиванием овощей, цветов. Изучили интернет- ресурсы, нашли вместе с Антоном и мамой информацию. Выяснили, что в луке есть много витаминов, которые полезны для здоровья. Выбрали предметы исследования, все подготовили, посадили, ухаживали, поливали, вели дневник наблюдения и обобщили итоги эксперимента. Исследовали репчатый лук в почве, репчатый лук в воде, выращивали лук-севок, лук из семян. В итоге пришли к такому выводу: репчатый лук, выращенный в почве, — сочный, вкусный, быстро растет в зимнее время в домашних условиях. Отрадно то, что в семье уже постоянно стали использовать этот способ получения быстрого и полезного продукта зимой, и Антон — активный помощник в этой деятельности.
Следующий проект — информационный –исследовательский — «Подвиг их бессмертен», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проблема такова: приближается юбилей 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что мы знаем о наших прадедушках? Привлекаем уже маму и брата. Тему проекта уже усложняем. Собрали и изучили с помощью учителя материалы в сети интернет: исторические документы, воспоминания участников Великой Отечественной войны. Собрали материалы об участии прадедушки Жиркова Т.Н. в Великой Отечественной войны в литературе, на страницах газет. Прочитали его воспоминания о боевом пути в книге И.Петрова «Кыайыы саллааттара» («Солдаты победы») в статье «Комсорг полка». Нарисовали портрет прадедушки Жиркова Т.Н. Нарисовали рисунок по его воспоминаниям об одном сражении из его боевого пути во время Великой Отечественной войны. Изготовили и отправили прадедушке в Сунтарский улус поздравительную открытку с праздником Победы. Работу оформили как презентацию, в создании которой Антон принимал посильную помощь. Участвовали во Всероссийском творческом конкурсе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне образовательного центра «Путь знаний» «Подвиг нашего народа» и заняли II место в номинации «Фильм» (май 2015 г.). В ноябре 2015 г. предоставили на улусном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее» доклад «Спасибо деду за Победу» и заняли III место. В этом нам помогал брат Гриша, ученик 8 класса.
Дети с ОВЗ не могут свободно самостоятельно передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению, а это очень объемная работа. Поэтому ребенок с ОВЗ не всегда способен рассказать другим о том, что узнал. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения, выступить публично. Поэтому информация, которая должна быть защищена в проекте, должна быть адаптирована и понятна для учащихся (например, изучена ранее). Также при выступлении этих детей перед аудиторией нужен индивидуальный и дифференцированный подход. Выступления можно подготовить в диалоговой форме учитель – ученик, родитель – ученик, ученик – брат. Таким образом, именно с помощью проектной деятельности учитель старается развить и максимально приблизить детей с нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для учителя, работающего с детьми ОВЗ — это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманные действия не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися детьми.
Например, работа над следующим долгосрочным проектом « Проект зоны отдыха моего двора» также начался с проблемы: во дворе дома нет уголка отдыха. Мама Антона во дворе дома постоянно сажает цветы, у них есть огород, теплицы для выращивания огурцов и помидоров. Осенью в начале сентября обычно стоят очень теплые солнечные дни. В хорошую погоду на перемене мы выходим во двор отдыхать и заметили, что негде посидеть и поиграть. Решили поработать над проектом по созданию зоны отдыха с клумбой для цветов во дворе своими силами. Форма работы — групповая (семейная). Нашли также в интернет- ресурсах примеры уголков отдыха, клумб для цветов. При изучении материала заметили, что Антон при выборе уголков и клумб отнесся с пониманием, что слишком шикарные готовые варианты нам не по силам. Такое заключение мальчика очень обрадовало и удивило нас, так как семья многодетная, малоимущая, проживают только на пенсии Антона и мамы по его уходу, без помощи отца. Составили предварительную смету работы – сможем ли мы осилить материально этот проект. Начали со сметы. При создании использовать имеющиеся в наличии у семьи материалы. Антоша вместе с нами сидел, подсчитывал на калькуляторе. Подсчитали и пришли к выводу, что сможем. Начали работу с января месяца. Выбрали место, какие цветы будем сажать, определили, чего не хватает для оборудования клумбы, какие купить недостающие семена, как подготовить почву для рассады, как посадить семена, как выращивать цветы и ухаживать за ними. Оборудовали клумбу своими силами, высадили рассаду. В течение лета ухаживали, поливали, пропалывали, разрыхляли почву для цветов. Проект завершили к осени. Приступили к завершающему этапу работы над проектом. Проанализировали, что получилось, что не получилось. Работу оформили в форме доклада. К выполнению данного этапа проекта привлекли опять маму и брата. В оформлении презентации к докладу Антон принял активное участие. Печатал надписи к фотографиям. Вставлял картинки и фото. Проект защитил сам Антон в школьном и улусном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее», получили сертификат за участие. Жюри улусной конференции дали рекомендацию на участие в региональном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее». Результат проекта: Обучающийся приобрел знания, практические умения работы в группе, с другими членами семьи. Приобрел опыт выступления в социуме. Уже строил планы на будущее по оформлению уголка отдыха в дальнейшем.
Проект — «Всем сердцем поклонись». Проблема — к 74-й годовщине освобождения города Ржева и 23-летнему юбилею мемориального комплекса воинам-землякам в Ржеве решили принять участие в республиканской научно-практической конференции в номинации «Рисунок». Цель: понять и прочувствовать подвиг воинов — якутян в освобождении г. Ржева во время ВОВ. Изучили материалы о боях под Ржевом, об освобождении Ржева, об участии воинов — якутян в освобождении города. Оформили результат поисковой работы в рисунок из эпизода Ржевско-Вяземского плацдарма 1943 года зимнего периода воинов — якутян лыжной бригады «Воины- якутяне за освобождение г. Ржева зимой 1943 г.» Приняли участие в республиканской научно-практической конференции «Всем сердцем поклонись». В защите соей работы использовали метод мнемотехники. Заняли III место, получили диплом и медаль.
Для успешной самореализации ребенка, обучающегося на дому, в социуме необходимо вывести ребенка за рамки одного жилого дома, в различные детские организации, в секции, кружки и т. д. С 6-го класса посещаем с Антоном в МБОУ ДОД Детский Центр «ТУЭЛБЭ» детскую телестудию «Саьар5а», студию «Юный мультипликатор». Студии приняли участие в создании следующих фильмов и мультиков. 2016 г. — фильм «Мин эбэм дойдута»; 2015 г. — фильм «Человек — паук»; 2016 г. — фильм «Халк»; 2016 г. — фильм « Счастливое детство»; 2017 г. — клип «Если б не было войны»; клип «Живые голоса ветеранов». Эти работы участвовали и занимали призовые места в Республиканском фестивале анимации в рамках фестиваля «Мир вокруг нас» (апрель 2016 г.) — I место; в Республиканском фестивале анимации «Мультляндия» в номинации «Музыкальный клип» (апрель 2017 г.) — I место; в IV республиканском фестивале детских телестудий «Живые голоса ветеранов» (май 2017 г.) — I место.
Также посещаем логопедический кабинет при центре МКУ «УО МО «Намский улус» РС(Я) Благотворительного фонда «Лебедь» Намского улуса, занятия «Часа психологии», часы лечебной физкультуры в школе.
Впоследствии Антон принимал участие в работе форума-семинара «Развитие инклюзивного образования в МО «Намский улус» в ноябре 2016 года; форума-семинара для детей с ОВЗ и детей-инвалидов республиканского фонда «Харысхал» в г. Якутске в 2016 году; был приглашен на новогоднюю елку главы Намского улуса в 2017 году; также был номинирован на встречу главы республики Е.А.Борисовым с одаренными детьми в мае 2017 года в г. Якутске.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Сопровождая проектно — исследовательскую деятельность детей с нарушениями в развитии, учителю нужно всегда помнить о том, что:
· Надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;
· Быть с ребенком в постоянном диалоге, исключить критические оценки, обладать навыками активного слушания, гибкости и творческого подхода, так как дети с особенностями здоровья, как правило, ранимы, высоко критичны к себе, быстро утомляемы;
· Не торопить ребенка, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка, похвала – необходимы; быть внимательным к состоянию ребёнка, так как дети с ОВЗ быстро устают и отвлекаются.
· Использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, они больше своего ребенка радуются успехам ребенка и имеют огромное желание помочь своим детям развиваться и совершенствоваться.