Автор: Гегель Елена Николаевна
Консультация
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев … «
В.А. Сухомлинский
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Исследования врачей, физиологов разных стран доказывают, что эта тема всегда была и остается актуальной для дошкольных учреждений. Наблюдения показывают, что в последнее время все чаще дети поступают в детский сад с недостаточно развитой речью. Всё это побудило меня заняться работой над методической темой: «Влияние пальчиковых игр и развитие мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста».
Цель моей педагогической деятельности в этом направлении – формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Достижение поставленной цели идет через решение следующих задач:
§ интегрирование пальчиковых игр, упражнений в речевой деятельности детей;
- совершенствование мелкой моторики детей через пальчиковые игры;
- систематизирование работы по совершенствованию пальчиковой моторики;
- ознакомление родителей о значимости пальчиковых игр.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому я продумываю день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук провожу во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром, так и после дневного сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Изучив методическую литературу по этой теме, я создала картотеку пальчиковых игр. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям, они легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Для развития у детей мелкой моторики рук, учитывая возрастные особенности, в группе подобраны игры с предметами: мозаика, пирамидки, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; «пальчиковый бассейн», «пальчиковый театр”. Совместно с родителями были изготовлены развивающие коврики с использованием застегивания и расстегивания пуговиц и молний, которые предназначены для развития мелкой моторики и координации пальцев рук. Дети могут в любое время подойти и упражнять свои пальчики. Не требуется дополнительного времени на то, чтобы достать игру, развернуть и убрать. Заниматься на этом тренажере можно индивидуально, а также со своими друзьями. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, я провожу:
· в качестве разминок на занятиях;
· в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;
· во время игр в помещении или на прогулке.
Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами, использую массаж рук ребенка. А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, организую индивидуальную работу. Количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Для того, чтобы добиться хороших результатов, использую разнообразные формы работы с родителями: семинары-практикумы, индивидуальные беседы, консультации, составление памяток и изготовление папок-передвижек.
Работа в данном направлении будет продолжена так как в ходе работы пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.
В процессе овладения пальчиковыми играми и упражнениями у детей развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх, тем самым повышается уровень речевого развития детей