Автор: Воробьева Ольга Александровна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Речь – одна из функций разумного существа, которым является человек. Речь не даётся ему от рождения, а формируется постепенно. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. В современном мире проблема недоразвития речи является особенно актуальной, так как большая часть новорожденных появляется на свет с различными патологиями. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Сами собой дефекты не исправляются, поэтому на помощь должны прийти мы — взрослые. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Но есть выход. Помощь детям, имеющим незначительные нарушения речи, можно оказать и в условиях обычного детского сада посредством логоритмических занятий.
Что же такое логопедическая ритмика? Это эффективный метод преодоления речевых нарушений, форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Именно ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Ведь все, что нас окружает, живет по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое. Поэтому с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – в форме ритмических упражнений и игр.
Занятия по логоритмике полезны не только детям с речевыми нарушениями, но и всем дошкольникам. Уже на третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, появляется умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. И все эти изменения можно ускорить или сделать более качественными благодаря логоритмическим занятиям.
В содержание логоритмических занятий целесообразно включать пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Особое место отводится артикуляционной гимнастике, где педагог на своем показе демонстрирует правильное положение губ, языка во время произношения определенных звуков. Так же на занятиях по логоритмике полезно использовать элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие и дыхательные упражнения, простейшие приемы массажа, гимнастику для глаз.
Логоритмическим занятиям следует придавать тематическую направленность. Каждое занятие должно иметь определенный сюжет. Это добавляет эмоциональности, яркости, создает атмосферу праздника. Дети с огромным удовольствием, того не замечая, учатся многим интересным вещам. Логоритмическое занятие направлено на:
· нормализацию темпа и ритма речи;
· развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;
· развитие слухового внимания;
· развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения в школе);
· развитие общей и тонкой моторики;
· развитие пространственной организации движений;
· увеличение словарного запаса;
· воспитание выразительности и грации движений.
На занятиях по логоритмике нужно соблюдать основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам — представлениям в образы — понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.