8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Использование театральной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Автор: Румянцева Анастасия Александровна

Вашему вниманию предоставляется проект по теме « Использование театральной деятельности на уроках английского языка в начальной школе«.

 

Позвольте начать с цитаты  ученого-лингвиста Майкла Холлидея.

«Какими бы печальными, сумасшедшими, плохими не чувствовали себя дети, искусство и творчество дают им возможность все изменить. В волшебном мире искусства внутренние слова находят свое выражение, фантазии и чувства приобретают цвет и очертания »Halliday, 1987

 Начальный этап освоения иностранного языка, необыкновенно важен для формирования дальнейшей мотивации к изучению предмета, следовательно, его эффективность и результативность, во многом зависит от применяемых технологий и методов.

       Проблема развития интереса к учебному процессу у школьников — одна из важнейших в деятельности каждого педагога. Сформировать интерес у ребят к изучению школьных предметов, в частности иностранного языка, помогают, прежде всего, нетрадиционные формы урока.

     В связи с этим, актуальным является поиск наиболее подходящих форм, методов и приемов работы на уроках иностранного языка в начальной школе, способствующих формированию и развитию таких личностных качеств как  самостоятельное мышление, оперативность, целеустремленность, инициативность и креативность в решении проблем.

Театральная деятельность является одной из наиболее эффективных форм работы для достижения этих целей, поскольку  в процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала.

 

    Таким образом, целью работы стало использование театральной деятельности в процессе изучения английского языка в начальной школе для формирования и развития личностных качеств ребенка, а также коммуникативных способностей.

      В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:

1. Рассмотреть театрализованные действие как средство обучения английскому языку и повышения мотивации к изучению предмета;

2. Рассмотреть психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

3. Выявить черты  и этапы театрализации в рамках урока;

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики;

В работе были представлены определения  приема театрализации различных авторов. Однако многообразие терминов не меняет сути данного методического понятия. Таким образом, под драматизацией при обучении иностранному языку подразумевают «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения» [Фастовец, с.235-239]

Драматизация — давно и хорошо зарекомендовала себя как комплексный метод обучения иностранному языку и культуре, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка.

Ее значение в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется, прежде всего, тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе театрализации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке.

 Использование театрализации имеет много плюсов. Оно помогает:

· развивать социальное сознание;

· развивать лингвистическое сознание;

· диагностировать интересы и потребности учащихся;

· стимулировать учащихся с разным языковым уровнем к использованию иностранного языка.

Кроме того, применение драматизации развивает креативное и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умения в чтении.

Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение.

Прием драматизации служит средством стимуляции интеллектуального развития, улучшает качество речи за счет увеличения длины предложений, использования разнообразных грамматических конструкций. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал.

Необходимо так же указать цели использования драматизации в ходе учебного процесса. Таковыми являются:

· формирование определенных навыков;

· развитие определенных речевых умений;

· обучение умению общаться;

· запоминание речевого материала.

Драматизация и творческие упражнения развивают самые разнообразные способности и функции:

· речь;

· интонацию;

· воображение;

· память;

· наблюдательность;

· внимание;

· ассоциации;

· технические и художественные способности (работа над сценой, костюмами, декорациями);

· ритм. [Леонтьев, с.26 ]

Применение драматизации в младших классах особо актуально. Она помогает сделать процесс обучения английскому языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность учащимся преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.

Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Учет психологических особенностей младших школьников и их дальнейшее развитие является одним из самых важных условий успешности обучения английскому языку.  Рассмотрим их более подробно.

Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличает любознательность, острота и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения предлагается использовать яркие и необычные ситуации. Память детей младшего школьного возраста достаточно развита.Однако легко и прочно дети запоминают то, что их поражает, что отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, учитель должен организовать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами

Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). [Калмыкова, с.190]. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.

Внимание у детей дошкольного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью,

   Отметим, что немаловажна и воспитательная роль театра, которая заключается в формировании у детей таких личностных качеств, как целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, уверенность в себе, инициативность.

 

Кроме того, театр помогает его участникам повысить и стабилизировать свою самооценку, воспитать волю и характер и т.д.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, младшие школьники примеряют на себя различные модели социального поведения.

Театрализация обогащает личность, развивает симпатию, сострадание, воспитывает способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Изменяется и отношение детей к предмету в целом. Он перестает быть для них трудным и непосильным, у них все получается, они верят в себя и собственные познавательные возможности .Кто-то открывает в себе новый талант, кто-то находит новых друзей, кому-то выступления помогают преодолеть себя.

 

Темой для спектакля в нашем проекте выбрана сказочная повесть А.М. Волкова «Волшебник  изумрудного города».

 Мы условно разделили процесс реализации нашего проекта следующие этапы: познавательный, этап актуализации, воспроизведения, драматизации.  Рассмотрим каждый из них.

 

Познавательный этап.

Цель этапа — предъявление сказки. Учитель знакомит детей с материалом и главными героями.

Учитель начинает зачитывать начало сказки на английском языке,  а на экране появляется видеоряд наглядно отражающий речь. Дети догадываются, что за сказку им предстоит ставить и называют её, затем они с помощью учителя переводят ее название на английский язык. Такая наглядность поможет позитивно настроить учеников на предстоящую работу, пробудит в них интерес и готовность усердно трудиться над предстоящим проектом.

 

Далее ученики смотрят презентацию и называют главных героев, а учитель помогает обозначить как их будут звать в английском варианте сказки.

Этап актуализации. Цель этапа- активизация лексики. На этом этапе предлагается использовать игры — упражнения.

Учитель вводит лексику и предлагает повторить и попробовать перевести определенные прилагательные, с помощью которых дети в дальнейшем будут описывать главных героев. Например Ellie is nice. The Scarecrow is silly.

Данное упражнение поможет не только проговорить и активизировать лексику, которую дети встретят при постановке сказки, но и определить характер героя, наделить его определенными чертами, что в дальнейшем поможет им лучше сыграть свою роль.

В процессе постановки учащиеся будут использовать лексику по теме цвета, с целью её актуализации учитель предлагает выполнить  упражнение, в котором чтобы получить определенный цвет им необходимо будет смешать два других. Учащиеся называют два исходных цвета и с помощью интерактивного приложения смешивают их на палитре, в итоге получив на экране результат проговаривают его вслух.

Далее несколько учащихся получают карточки в которых на английском языке описано определенное животное. Получивший карточку ученик зачитывает ее перед классом, остальные дети угадывают. Пример: I am brave and strong. I have got four legs, a long tail and small ears. I have got big teeth. I can run and jump. I can’t fly. I like eating meat. Rrrrrrr  Who am I? 

Отметим, что все упражнения основаны на содержании сценария и нацелены на облегчение восприятия и воспроизведения материала при постановке пьесы.

 

Этап воспроизведения. Цель этапа — знакомство с содержанием сценария, его осмысление,  первичное воспроизведение.

Первично распределяются роли. Учащиеся получают экземпляры сценария и читают в слух. Отметим, что на данном этапе также оттачивается произношение, интонация, мимика и эмоциональная составляющая.

Драматизация. Цель этапа — постановка сказки.

По ходу пьесы главная героиня Элли поочередно встречает, остальных героев: белого кролика, страшилу, льва и железного дровосека. С ними строятся мини-диалоги с использованием речевых структур знакомых учащимся первого года обучения.  

Далее они теряются в лесу и им на помощь приходят животные, но за помощь их приходиться накормить, Животные представляются и говорят, что они любят есть, а герои слушают их и раздают еду в соответствии с предпочтениями. Здесь они не только активизируют лексику по теме еда и употребление глагола like, но и развивают навыки аудирования.

Далее герои достигают изумрудный город и чтобы открыть дверь им приходиться отгадать какой цвет получиться из сочетания двух других. Подобное упражнение они выполняли, на этапе актуализации, а значит оно не вызовет у них затруднений.

Достигнув цели они встречаются с Великим Гудвином, который предлагает каждому из них свои испытания, в ходе которых, они осознают, что Страшила и так очень умный, Железных дровосек — добрый и отзывчивый, а Лев смелый. Волшебник с радостью помогает Элли и возвращает ее домой, где она встречается с мамой, которая конечно же не поверила в невероятную историю ее приключений.

Вся пьеса сопровождается репликами рассказчика, что помогает создать атмосферу сказки и сделать восприятие происходящего на сцене более интересным для зрителя.

 

 

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

· Театрализация является одним из наиболее эффективных средств развития личности, воспитания духовно-нравственной культуры.

· Развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учащихся навыков социального общения.

· Подразумевает большие временные затраты и серьезную подготовку со стороны учителя

· Элементы театрализации способствуют лучшему усвоению материала, создавая благоприятную обстановку для детей младшего школьного возраста.

· Театральные технологии формируют мотивацию к совместному творчеству ,вызывают особый интерес к предмету, делают умственную работу учащихся более продуктивной, насыщенной, развивают воображение, инициативу.

×
×