8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Исследовательская деятельность обучающихся на основе проектных технологий на уроках и во внеурочное время по английскому языку

Автор: Григорьева Раиса Дмитриевна

Исследовательская деятельность обучающихся на основе проектных технологий на уроках и во внеурочное время по английскому языку

из опыта работы учителя английского языка

Григорьевой Раисы Дмитриевны

МБОУ «Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова»

с. Тосу Вилюйский район Республика Саха (Якутия)

В соответствии с государственной стратегией модернизации школьного образования важной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников. Над этой проблемой работаю уже в течение тринадцати лет.  Разработала программу «Введение в научное исследование».

I. Основная цель спецкурса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

II. Основные задачи:

1.        Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.        Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.

3.        Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

4.        Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

III. Формы проведения занятий: лекция, консультации, практические занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе (медиа-центре).

Курс читается только для заинтересованных учеников, с мотивацией на исследовательскую деятельность. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования, формулировать гипотезу исследования. Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат становится тем «нервом», который определяет весь ход дальнейшего исследования. Делает исследовательскую работу продуктивной, логичной и завершенной. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над докладами, оформлять презентации, публичными выступлениями. Стараюсь  прививать  школьникам  умение  рассуждать,  анализировать,  развивать  мысли,  аргументировать  суждения,  доказывать  свою  точку  зрения,  делать  предположения  самостоятельно.

Учебно — исследовательская  работа  учащихся  организуется по двум  направлениям. Прежде  всего,  это  урочная  деятельность  школьников, где    создают  презентации по темам  и т.п.  Эта оценочная  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  интернет — ресурсами.  Одним  из  примеров  урочной  учебно-исследовательской   деятельности   является  создание  урочных  проектов,  сопровождающих  изучаемые  темы.  Работа  ведётся  с  учащимися  5-11 классов.

Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  и  во  внеурочное  время   имеет  существенные  различия.  Прежде  всего,  это  конечные  цели  этой  деятельности.  Если  в  течение  урока  использование  элементов  исследовательских  приёмов  предполагает  тренировку  применения  отдельных  навыков,  то  исследовательская  работа  во  внеурочное  время  нацеливает  учащихся  на  серьёзный  конечный  результат,  совмещающий  в  себе  все  этапы  написания  работы.  Второй  немаловажный  факт  —  это  временные  рамки.  Развитие  исследовательских  навыков  требует  определённого  времени. Несколько минут исследовательской  работы  на  уроке  приводит  к  развитию  интереса  у  школьников  к  занятиям  во  внеурочное  время.  Таким  образом, заинтересовав  школьника  научно — исследовательской  работой,  и  педагог  и  учащийся    посвящают  ей  не  меньше  2-3 месяцев.  Третьим  фактом  является  заинтересованность  написания  научно — исследовательской  работы  не  всеми  учащимися, а, именно  теми,  кто  действительно  заинтересовался  исследовательской  работой,  желанием  проводить  исследования  в  какой — либо  области  знаний.

Ежегодно в нашей республике проводятся различные традиционные исследовательские  работы. Например, НПК «Шаг в будущее», НПК «Тюркский мир», и т.д.

Трудность  написания  исследовательских  работ  заключается  в  том,  что  мы   не  имеем  достаточной  теоретической  базы  ни  в  библиотеках  школы,  ни  дома.  Приходиться  активно  работать  с  Интернет — ресурсами,  находить  нужный  материал,  анализировать,  обобщать  его  и  затем  применять  при  исследовании.

Работа  по  развитию  научно — исследовательской  деятельности  даёт  не  только  ученику  возможность  развивать  навыки  исследования,  но  и  пополняет  опыт  работы  учителя.  С  каждым  годом  совместной  работы  учитель  не  только  продвигается  вперёд  в  своём  педагогическом  развитии,  но  и  для  себя  узнаёт  много  новых  и  интересных  вещей.  Развитие  таланта  исследования  не  зависит  от  школьного  предмета,  а  зависит  от  готовности  учителя  прийти  на  помощь  ученику  в  его  начинании. В нашей  школе научно — исследовательская работа  ведётся  уже  несколько  лет. Научно — исследовательские  работы моих учащихся  отмечены  наградами – Диплом лауреата и  Дипломами  I и II степени  в  республиканских, российских и международных  конференциях и конкурсах «Шаг в будущее», «Тюркский мир», «Образование. Наука. Профессия», «Эйдос», «Карусель» и т.д.

Таким образом, исследовательская работа — первый научный труд обучающихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательской деятельностью прививает вкус к научной работе.

1.      Современный  подход  к  реализации  потенциалов  исследовательской  деятельности  учащихся  должен  строиться  на  принципах  личностно — ориетированного  образования -именно  в  этом  случае  в  процессе  её  организации  удастся  достичь  существенно  иных  результатов  личностного  развития  учащихся;

2.      На  этапе,  когда  учащиеся  начинают  работать  над  исследовательскими  проектами,очень  важен  адекватный  выбор  темы.

3.      Необходимо  учитывать  как  интересы,  так  и  интеллектуальные  и  даже  материальные  возможности  учащихся.  Темы,  предлагаемые  учащимся,  должны  быть  разными  по  сложности,  направленности,  но  все  должны  быть  основаны  на  изучаемом  или  изученном  материале.  Обеспечение  литературными  источниками  также  входит  в  компетенции  учителя;

4.      О  достижении  цели  можно  сказать  лишь  тогда,  когда  учащийся  сам  поймёт  значимость  исследовательской  деятельности  и  будет  стремиться  к  поставленной  цели.

В заключение хочется сказать, что научно — исследовательская работа в школе  — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания школьного образования и устойчивой формой образовательного процесса.

×
×