«КРАСОТА ПОВЕДЕНИЯ – ЭТО ЗАЛОГ ВОСПИТАННОСТИ ИЛИ…?»

Автор: Купальцева Любовь Ивановна

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах.

        Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей. В воспитании вежливости важным является личный пример родителей. Например, ситуации, когда ребенок наблюдает, как родители пренебрежительно отзываются о знакомых ему людях, а утром приветливо с ними здороваются, будут способствовать формированию у дошкольника двойных стандартов поведения. Если же каждый день взрослые в семье здороваются друг с другом легко и непринужденно, то со временем ребенок начнет делать так же, и это становится для него нормой.

         Воспитанность не образуется сама по себе: само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека.

          Известно, что любые черты, которые мы хотим видеть в сыне или дочери, когда они станут взрослыми, закладываются в детстве. Именно поэтому А.С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить». К сожалению, иные родители считают, что вежливость, сдержанность, хорошие манеры – это удел взрослых, и поэтому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ведь ребенок!»

            Конечно, пока ребенок мал, изъяны воспитания не так уж и заметны. Ведь мы многое склонны оправдывать в его поведении, так называемой детской непосредственностью. Но зато как бросаются в глаза эти изъяны воспитания, когда наш малыш незаметно для родительского глаза стал подростком! Мы вдруг обнаруживаем: повзрослел, возмужал, стал говорить басом, но, увы, по-прежнему не знает, как вести себя: в общении с окружающими категоричен, а то и дерзок, за столом неуклюж, в общественных местах ведет себя так, будто рос в джунглях… Мы краснеем: откуда дурные манеры?

             Культура поведения. В своей основе она имеет глубоко социально-нравственное  чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общежития. Хочешь, чтобы уважали тебя, — уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни. Ведь культура человеческих отношений – дело не только личное, но и общественное.

                В воспитании дошкольника нельзя не учитывать, что способы поведения не формируются изолированно от общего развития личности. Конкретные представления о красоте поступков усваиваются растущим человеком вместе с опытом, вместе с накапливанием багажа нравственных понятий. Однако накапливание нравственных представлений у маленького ребенка происходит медленнее, чем усвоение внешних форм поведения. В этом некоторая сложность воспитания, с которой нельзя не считаться. Потому-то так важно своевременно прививать ребенку хорошие манеры, одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысления. Необходимо иметь в виду, что внешние и внутренние формы поведения взаимозависимы: если от ребенка требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на его внутренний мир. Тем более если мы прививаем ему внутреннюю культуру, то обязаны научить его и внешним способам выражения, которые даже тогда, когда еще не осмыслены малышом, все же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности. Ведь если отрицательные способы поведения становятся «второй натурой», то постепенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир. Отсюда вывод: пренебрегая или запаздывая с формированием внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры ребенка.

                Нужно учить ребенка культуре человеческого общения – проявлять к взрослым вежливость, предупредительность, внимание. Умеет ли выслушивать, не перебивая и не вторгаясь в их разговор? Надо добиваться, чтобы он говорил вежливо, без крика, владел голосом, не засорял свою речь словами-сорняками, во время разговора держал себя спокойно и скромно.

                 Какова же должна быть нравственная основа для выработки у дошкольника подлинной культуры поведения? Какие проявления воспитанности она включает?

                 Вежливость… Приятно считать ее одним из признаков воспитанности, она делает человека привлекательным, вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. В ней выражается умение общаться с окружающими людьми. Задача взрослых – добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, уважении к окружающим. Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.

                  Деликатность – сестра вежливости… Тот, кто деликатен, не доставит неудобства окружающим, не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство. Основы деликатности уходят глубокими корнями  в детство.

                   Предупредительность… Оказывать услугу, помогать окружающим из внутренних побуждений – этому не научишь ребенка, если в нем не заложены нравственные начала, ибо в основе предупредительности добрые чувства.

                   Скромность… Это ценная черта личности, начала которой формируются в детстве. И надо ли доказывать, что культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством, не выпячивая свое «я». Формировать у ребенка умение быть скромным, считаться с удобствами окружающих, не допускать развязного поведения, в особенности в общественных местах, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может, — одно из непременных условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения.

                     Общительность…  В ее основе всегда присутствуют элементы дружелюбия, доброжелательности, приветливости к окружающим. Общительные дети обычно  отличаются дружелюбием, умением находить контакты со сверстниками, поддерживают общение с взрослыми. Проявить доброжелательность для них естественнее, чем дерзость, резкость.

    Стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения. Целесообразно, например, разъяснять ему правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, правила, помогающие строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правила вежливости, поведения за столом, в общественных местах.

     Хорошо, чтобы в оценках родителей детского поведения ребенок слышал «добрый», «вежливый», «услужливый», «предупредительный», «скромный», «воспитанный».

Полезно в конкретных жизненных ситуациях объяснять смысл этих оценок.

          Ваш сегодняшний малыш – будущий школьник – студент – член трудового коллектива. Очень важно, чтобы наши дети – будущие коллективисты – умели общаться в красивых человеческих формах, знали правила этикета, обязательные для культурного человека.

×
×