Автор: Андрей Сергеевич Востриков
Англоязычные песни как источник языкового материала на уроках английского языка
Одна из аксиом преподавания любого предмета, в том числе aнглийского языка – необходимость возбудить в учащихся интерес к уроку. Интерес является одним из сильнейших стимулов к изучению языка. А значит, любой разумный учитель должен прилагать усилия к тому, чтобы его уроки были актуальными для учащихся.
Сегодня мы поговорим о песне как средстве мотивировать учащихся, в том числе, старшеклассников. Поскольку музыка оказывает огромное влияние на современную молодежь и занимает значительное место в ее жизни, интеграция популярных песен в урок – дело очень полезное. Однако при выборе репертуара следует руководствоваться некоторыми принципами.
Во-первых, необходимо выбрать материал актуальный. А именно, трек современного исполнителя, который нравится учащимся класса. Для этого можно провести в классе короткий тест – попросить ребят перечислить пять любимых песен зарубежных групп или певцов. Основываясь на предпочтениях учащихся. Нужно выбрать из данных песен самую содержательную в лингвистическом плане. Текст композиции должен включать хотя бы два-три грамматических явления, по два-три примера на каждое. Кроме того, в нем обязательно должна быть новая лексика. У песни может быть сюжет или хотя бы актуальная тема.
Проиллюстрируем нашу теорию на примере выбранной моим классом песни Lady Gaga – Paparazzi. Как большинство современных песен поп-стиля, она не отличается особо сложным содержанием, поэтому ее вполне можно предложить учащимся с уровнем Intermediate. В целях этических, мы намеренно опустим из нее один абзац. Перед тем как включать учащимся песню. Необходимо подготовить их к прослушиванию. Я предложил ребятам ответить на вопрос «Who s paparazzi?» К данному вопросу я привязал все «фотографические» слова контекста песни, например, «flash», «photo», «picture» и «flashing lights», посоветовав учащимся использовать их в своих ответах. Чтобы объяснить значение данных слов, лучше использовать предметы или картинки.
Кроме того, на доску необходимо вынести слова, которые могут вызвать затруднения у учащихся. В данной песне. В основном, использована лексика по теме шоу-бизнеса, поэтому из выписанных слов можно составить целый рассказ: leather and jeans, garage glamorous, superstar, velvet ropes and guitars, the sets – устройства, eyeliner – подводка для глаз, lashes teardrops – дыры.
После работы с лексикой прослушивается песня. Понять смысл которой учащимся будет значительно легче. Для уроков лучше использовать качественную запись на диск, а не кассету, концертных вариантов также рекомендуется избегать.
Для проверки внимательности учащихся и понимания смысла я предложил им упражнение на выбор правильного варианта из минимальной пары:
I’m your biggest (fan/pan)
I’ll (follow/hollow) you love me, papa-paparazzi
Baby there’s other superstar
You (know/row) that I’ll be your papa-paparazzi
Promise I’ll be kind but I won’t (stop/step) until that boy is mine
Baby you’ll be famous, chase you down until you love me
Papa-paparazzi
Упражнения с пропусками слов лучше не использовать, поскольку аутентичный материал может быть понятен не всем учащимся. В качестве замены можно предложить ребятам задание с пропусками в конце рифмующихся строчек:
Velvet ropes and guitars,
Yeah ‘cause you’re my _________
In between the sets,
Eyeliner and ___________
Shadow is burnt,
Yellow dance and we __________
Задав вопрос «Why Lady Gaga wants to become a paparazzi?» я положил начало небольшой дискуссии на тему песни и, таким образом, постарался мотивировать учащихся к коммуникативной деятельности.
Закрепляя грамматический материал курса (а в данный момент 9 класс проходил фразовые глаголы). И, наконец, в завершение урока дал учащимся письменное задание. Девушкам – написать приглашение к встрече с суперзвездой, а юношам – заказать фотосессию Lady Gaga.
Таким образом, взяв за основу одну единственную песню, учащимся можно предложить целый ряд заданий, и, могу ручаться. Этот урок им запомнится и очень понравится.