Проект «Кукла в жизни ребёнка»

Автор: Базулина Ольга Ифантьева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 101»

 

Проект «Кукла в жизни ребёнка»

 

Автор: Базулина Ольга Ифантьевна

 

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг…,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Актуальность:

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных «девиц», ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

 Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Постановка проблемы

Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав…

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.

Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через образовательные области:

«Коммуникация»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

«Художественное творчество»

«Музыка»

«физическая культура»

«Здоровье»

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;

Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

определить значимость куклы в жизни детей;

собрать информацию о разнообразии кукол.

Предметно-развивающая среда:

обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

Дети 3-4 лет (вторая младшая группа).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Срок реализации проекта:

Долгосрочный (с сентября 2013г по апрель 2014г)

Работа по проекту велась по трём направлениям:

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный. (сентябрь -октябрь)

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Второй этап – основной. (ноябрь-март)

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов ННОД;

Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений;

Изготовление практического материала по теме.

Третий этап – заключительный. (апрель)

Обобщение результатов проекта;

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Создание выставок детских работ.

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс

детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов

взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Предметно-развивающая среда:

Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»

Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле

Оформление картотеки «Куклы наших мама»

Разработка серии игр «Одень куклу»;

Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам, профессиям.

Научно-методическое обеспечение проекта:

«Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.

«Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год.

«Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год;

«Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;

«Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год.

Горичева В.С. Куклы. / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»);

Материально-техническое обеспечение проекта:

Куклы, атрибуты для игры с куклой;

Альбомы с изображением кукол;

Дидактические игры;

Атрибуты для театрализованной деятельности;

Мультимедийное оборудование (проектор и экран).

Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»

Первый этап – подготовительный. (сентябрь-октябрь)

Опрос детей в игровой форме:

Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла».

(Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.

Подобрана методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме;

Определены цели и задачи проекта;

Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2);

Разработан план работы с родителями (приложение № 3);

Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)

Второй этап – основной.

В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

В соответствии с планом составлены конспекты ННОД

Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным.

В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:

дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».

сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».

Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» (продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».

Серия дидктических игр «Одень куклу»

При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам», подобраны раскраски и иллюстрации на тему «Кукла в жизни ребёнка», изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям, которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и детей, в образовательном процессе, в режимных моментах.

Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»

Третий этап – заключительный.

Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка»

Достигнутые результаты:

Дети:

Развился устойчивый интерес к куклам;

Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;

Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Создана выставка детских работ.

Родители:

Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Продукт проекта:

Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»

Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;

Оформлена картотека «Куклы наших мама»;

Разработана серия игр «Одень куклу»;

Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам, профессиям.

Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;

Изготовлены куклы «Времена года».

По окончании проекта можно сделать следующий вывод:

Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;

Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;

Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр;

Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.

Игрушки – забавы «Профессии»

Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные».

Дидактическая кукла

Куклы «Времена года»

Сведения об авторе:

Трусова Елена Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Росинка».

Должность – воспитатель.

Возрастная группа – вторая младшая группа.

Педагогический стаж работы – 4 года

Приложение №1

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»

«Какая у тебя любимая кукла?»

«Как зовут твою любимую куклу?»

«Как ты с куклой играешь?»

«Какого цвета глазку у твоей куклы?»

«Какие волосы у твоей куклы?»

«Расскажи, во что одета твоя кукла?»

«Где спит твоя кукла?»

«Любишь ли ты гулять со своей куклой?»

«Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»

«В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?»

«Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).

Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?

 

×
×