Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Живем в безопасном мире»

Автор: Большанова Мария Амбарцумовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар                                          «Центр развития  ребенка – детский сад №101»

 

 

 

 

 

 

Паспорт

Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Живем в безопасном мире»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                           

 

 

                                                                                     Разработан:

                                                                                     воспитателем

                                                                                     Большанова М.А.

 

 

Краснодар

2020г.

 

Тип проекта: познавательно–исследовательский, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта:14 августа – 14 ноября 2017года.

Место проведения: МБДОУ  МО г. Краснодар  «Центр развития  ребенка детский сад №101»

Участники проекта: педагоги, работники детского сада, дети старшего дошкольного возраста и их родители, учащиеся МБОУ СОШ № 43 г. Краснодар  2 класса «А».

Проблема:

     Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Актуальность проекта:

        Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

        Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

       Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

       На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

Конвенция о правах ребенка.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

«Концепция дошкольного воспитания», В.В. Давыдов, В.А. Петровский.

Цель проекта:

     Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

Изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;

Выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;

Проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;

Разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;

Определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;

Внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;

Создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;

Создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Задачи в работе с педагогами:

Создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;

Повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей.

Систематизировать и обобщить работу  МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;

Создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

Задачи в работе с детьми:

Формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

Закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

Развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в работе с родителями:

Знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;

Создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»

Критерии эффективности проекта:

Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.

Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.

Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.

Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.

Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.

Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

Дети:

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

Осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

Сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Особенности реализации проекта:

Образовательная деятельность проводилась с учетом возрастных особенностей и психофизического состояния детей.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

учет возрастных особенностей детей,  адаптированность материала.

2. систематичность и последовательность:

постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

3. наглядность и занимательность:

предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. динамичность:

интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. дифференциация:

создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Формы работы:

— беседы

-образовательные деятельности

— дидактические игры

— подвижные игры

 — сюжетно — ролевые игры

— продуктивная деятельность

— чтение  художественной литературы

— заучивание наизусть

— игры драматизации

— прослушивание музыкальных произведений

— рассматривание иллюстраций

— просмотр презентаций

— вечера развлечений

— работа с родителями

Этапы осуществления проекта:

1 этап – Подготовительный   (14.08.2017 – 25.08.2017)

Постановка цели проекта, определение актуальности, постановка цели и задач.

Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.

Оформление  мини-библиотеки для родителей.

Подготовка консультаций и бесед по безопасности

Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Живем в безопасном мире» (индивидуальные беседы в группе).

Сбор материала вместе с родителями и детьми.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

2 этап –  основной (практический) (сентябрь – ноябрь)

Беседы:                                                                                                         «Водоем. Пляж. Безопасное поведение на воде», «Гроза, гром, молния. Безопасное поведение». Беседа об опасных явлениях в природе и героизме спасателей по мотивам рассказа С.В.Михалкова «Дядя Степа» (поведение у водоема). «Ветер, ураган, смерч. Правила поведения во время бури». «Ненастье, дождь, лужи. Поведение на прогулке». «Мороз, холод, снег.  Поведение на прогулке». Беседа об опасных явлениях в природе и героизме спасателей по мотивам рассказа С.В.Михалкова «Дядя Степа» (ледоход). «Снег, сосульки, гололед. Безопасное поведение». «Огонь бывает разный». «Огонь в русских народных сказках». «Где прячется огонь. Осторожно – полезные, но опасные». «Чего боится огонь? Правила безопасности». «Где «живет» огонь. «Домики» для огня». Беседа о пожарной  безопасности и героизме спасателей по мотивам рассказа С.В. Михалкова «Дядя Степа».  «Огонь —  недруг. Пожарная машина и храбрые пожарные». «Ток бежит по проводам». «Запомните, детки, таблетки – не конфетки». «Поплотнее край закрой  – осторожен будь с водой». «Ящик с инструментами». «Волшебный сундучок». «Безопасное  общение с домашними животными». «Выходя из дома/ подъезда». «Движение по тротуару». «Улица не место для игр».            

«Правила поведения в общественном транспорте». «Правила поведения в общественном транспорте». «Наш друг велосипед». «Пешеходный переход». «Транспорт на дорогах города». «Встреча с незнакомцем». «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями». «Правила поведения на отдыхе». «Опасные невидимки» (Микробы)«Витамины укрепляют организм». «Мой любимый фрукт, овощ». «Безопасная игра в песочнице». «Для чего нужна зарядка». «Правила безопасности на качелях». «Как вести себя во время проведения подвижных игр»

Образовательная деятельность:

Интегрированная игровая ситуация: «Солнце. Жара. Безопасное поведение». Изготовление буклетов: «Опасные явления в природе». Интегрированная игровая ситуация: «Каток и пруд. Лед, полынья. Безопасное поведение». Интегрированная игровая ситуация: «Как «родился» огонь. Как человек «Приручил» огонь». Интегрированная игровая ситуация: «Огонь – мастер. Где и кем «работает» огонь». Интегрированная игровая ситуация: «А у нас дома газ». Интегрированная игровая ситуация: «Ножницы, катушки – это не игрушки». Интегрированная игровая ситуация: «Переходим через улицу». Интегрированная игровая ситуация: «Говорящие знаки». Интегрированная игровая ситуация: «Терроризм – угроза обществу». Интегрированная игровая ситуация: «Осторожно, грипп». Интегрированная игровая ситуация: «Как песок может быть опасным».

Дидактические игры:

«Живая и неживая природа», «Кто больше запомнит», «Собери опасный предмет», «Цепочка безопасности», «Внимание: природа!», «Кубик безопасности»,  «Четвертый лишний»,  «Опасные предметы – источники пожара», «Назови причины пожара», «Раньше и теперь», «Что нужно пожарным?»,  «Хорошо — плохо», «Подбери игрушку Танюшке», «Раз, два три, что может быть опасного — найди», «Светофор», «Улица города» «Водители», «Поставь дорожный знак»,  «Кто отличник-пешеход?», «Напиши телефон спасения», «Дом, в котором я живу», «Пригласи Мишку в гости», «Опасные соседи», «Витаминная семья», «Аскорбинка и её друзья». «Здоровый малыш», «Подбери одежду по сезону» ,« На прогулку с мамой».

Игры — драматизации:

Инсценировка сказок  «Дракончик Аленький», «Кот, петух и лиса».

Прослушивание музыкальных произведений:

Слушание музыкального произведения Ф.Шопен «Вальс дождя».

Слушание музыкального произведения  Г. Свиридова «Метель»

Слушание песни  о пожаре из мультфильма «Про Веру и Анфису» Г. Гладков

Ситуативные игры:

«Что тут хорошо, а что тут плохо», «Оцени поступок», «Что бы сделал ты…», «Я радуюсь, когда…»

Подвижные игры:

«Огонь в очаге», «Огненный Дракон»,  «Вода и огонь», «Явления природы».

Сюжетно – ролевые игры:

«Спасатели», «Пожарные», «Мастера», «Автомобилисты»,  «Скорая помощь», «Службы помощи».

Чтение художественной литературы:

Сказки Т.А. Шорыгиной «Золотая рыбка», «Добрая Ивушка», «Волшебные вороны», «Неосторожная Резвушка», «Проводок»,  «Любопытный ветерок»,  «Наводнение в кукольном домике», «Данилка и пилка»,  «Умный Наперсток» «День рождения Васи»,  «Воробьишка Тишка»,  «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч», «Лиса в заячьей шкуре».

Фрагмент сказки Волкова «Изумрудный город», сказка В.А.Шипуновой «Дракончик Аленький». Сказки П. Бурмистровой  «Бегемотик,  который не знал правил дорожного движения», «Про убежавшие велосипеды» Сказка И.Гуриной «Сказка  про дорожные знаки».

Заучивание наизусть:

В. Берестова  «Гололедица».

В.Шипунова «Рождение огня».

В. Шипунова «Огонь бывает разный».

И.Гурина «Участники дорожного движения».

Л.Скоробогатов «Мы ножницы портняжные…».

С. Мельников «Там за домом есть сосед».

Рассматривание иллюстраций и составление рассказов:

«Зимой не ходи по замершим водоемам».

«В гололед не ходи по замершим водоемам».

 «В холодное время года одевайся тепло».

 «Если в доме пожар. Правила поведения».

«Не играй со спичками».

«Не играй с розетками».

Презентации:

«Как «родился» огонь. Как человек «Приручил» огонь.

«Погода добрая и злая».

«Огонь – мастер. Где и кем «работает» огонь».

«Ножницы, катушки – это не игрушки».

«Улица не место для игр».

«Как песок может быть опасным».

«Живем в безопасном мире».

Просмотр мультфильмов:

Просмотр познавательного  мультфильма «Уроки тетушки Совы».

Вечера развлечений:

«На прогулку мы пойдем».

«Спасатели – вперед!».

Спортивный досуг «Юные пожарные» 

Спортивный досуг: « Опасности в доме».

«Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести»

Спортивный досуг: «Грамотный пешеход»

« Путешествие в город дорожных знаков».

Работа с родителями:                                                                    

 Консультации:                                                                          

«Безопасность детей дома и на улице»,

«Безопасность детей на воде»

По пожарной безопасности «Опасные игры»

Правила дорожного движения «Родители, будьте осмотрительнее!»     

Памятка по безопасности детей в летний период                                     

Памятка для родителей по ПДД «Безопасная дорога»                

 Буклет «Азбука поведения детей в природе»                                              

 Буклет «Игры в песочнице – польза или вред?»

Заключительный этап. Продукт проектной деятельности.

Выставка  поделок для младшей группы «Огонь бывает разный». 22.09.17.

Выставка рисунков совместно с учащимися СОШ № 43 2 класса «А»

«Опасности в доме». 06.10.17.

Выставка рисунков «Знаки вокруг нас»  с экспозицией в библиотеке им. Н.В.Гоголя 20.10.17.

Акция в гости к малышам: показ сказки «Кот, петух и лиса». 31.10.17.

Развлечение совместно с учащимися МБОУ СОШ № 43 2 класса «А» «Опасности в доме» 06.10.17.

Спортивный досуг: «Грамотный пешеход» 20.1017  совместно с….

Итоговое мероприятие с участием родителей, учащимися МБОУ СОШ № 43 и презентацией  «Живем в безопасном мире».

Результаты проекта:

 Дети стали  осознанней относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Дети проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;

 У детей сформировалось умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

 Дети владеют знаниями правил безопасного поведения на улицах города.

Деи приобрели навык  заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Дети способны  выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

Дети научились  организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Дети способны действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

У детей расширились представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

Об участии в разработке и реализации проектной (социально-значимой) деятельности с воспитанниками

Тема проекта: «Живем в безопасном мире»

Разработчик: воспитатель МБЛДОУ МО г. Краснодар «Центр развития  ребенка – детский сад №101» Голубенко Н.В.

Результаты проекта  представлены на педагогическом часе от

Тип проекта: Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: 14.08.17г. – 14.11. 17г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, учащиеся МБДОУ СОШ № 43 г. Краснодара 2 класса «А»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие.

Развивающая среда:

     1. Образовательные центры, где размещены познавательные и иллюстративные материалы,  фотоальбомы, детские работы, символы, макеты .

     2. Стенды, фотографии, картины  по данной теме на стенах группы и приёмной.

  Материально-техническая оснащение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеокамера, фотографии и иллюстрации, познавательная литература, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

 

Цель проекта:

     Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

·        Изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;

·        Выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;

·        Проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;

·        Разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;

·        Определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;

·        Внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;

·        Создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;

·        Создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

В результате проделанной работы были проведены следующие

мероприятия:

·        Выставка  поделок для младшей группы «Огонь бывает разный». 22.09.17.

·        Выставка рисунков совместно с учащимися СОШ № 43 2 класса «А»

«Опасности в доме». 06.10.17.

·        Выставка рисунков «Знаки вокруг нас»  с экспозицией в библиотеке им. Н.В.Гоголя 20.10.17.

·        Акция в гости к малышам: показ сказки «Кот, петух и лиса». 31.10.17.

·         Развлечение совместно с учащимися МБОУ СОШ № 43 2 класса «А» «Опасности в доме» 06.10.17.

·        Спортивный досуг: «Грамотный пешеход» 20.1017  совместно с….

·        Итоговое мероприятие с участием родителей, учащимися МБОУ СОШ № 43 и презентацией  «Живем в безопасном мире».

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в процессе мероприятий, проведенных в ходе проекта: бесед, выставок, игр, развлечения, совместной деятельности детей и родителей, был получен положительный результат.

Социальная значимость проекта «Живем в безопасном мире» заключается в том, что в ходе реализации проекта привлечены к непосредственному,  активному участию воспитанники других групп ДОО, родители, учащиеся МБОУ СОШ №43 г. Краснодара 2 класса «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×