«Использование опыта традиций этнопедагогики, как способ успешной этнической социализации современных детей»

Автор: Бочкарева Ольга Александровна

Статья

На тему:

«Использование опыта традиций этнопедагогики, как способ успешной этнической социализации современных детей»

 

Народная культура выполняла огромную воспитательную роль в жизни любого этноса. Не является исключением и культура русского народа.

Ученые, педагоги, общественные деятели разных народов, а также нашей страны в дооктябрьской России, СССР и современной России отмечали важность фольклора на разных этапах воспитательного процесса.

Ян Амос Коменский (1592–1670) – чешский педагог – гуманист, родоначальник педагогики, «отец педагогики» считал, что в духовной культуре народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. В его трудах учитель- это человек, глубоко любящий родной язык, изучающий устное народное творчество родного народа.

Я.А Коменским. предложил принцип классо – урочной системы и придодосообразности. Он считал, что учитель – как скульптор, который шлифует умы и души людей, именно учитель «закладывает зерна любви к народной культуре» в детские головы. 

Я.А. Коменский работал над обобщением всех знаний, добытых разными народами, и донесением этих обобщенных знаний через школу на родном языке до всех людей независимо от их общественного положения, религиозной, расовой и национальной принадлежности.

Педагог призывал к всеобщему миру между народами, разработал основные направления народного образования на всех ступенях: обучение на родном языке с использованием фольклора своего народа; включение элементов этнопедагогического знания и прогрессивного опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.

Я. А. Коменский подтвердил и научно обосновал, что труд в народной педагогике — основное средство формирования полноценной личности. 

Педагог доказал, что устное народной творчество: сказки, рассказы из истории, предания, пословицы, поговорки и др. — эффективные средства воспитания и формирования у детей высокой нравственности.

Я.А. Коменский считал, что школа должна давать глубокие и разносторонние знания именно на родном языке, особое внимание в ней должно уделяться изучению родной речи с использованием национального фольклора; творчески соединил традиционную народную воспитательную культуру со своим педагогическим учением.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал, что все педагоги могут создавать свои уникальный системы просвещения (украинскую, чукотскую, чувашскую и т.п.).  Педагог считал, что история народа порождает систему воспитания.

К.Д. Ушинский ввел понятия «народная педагогика» и «народное воспитание». Он считал, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа.

Ученый рассмотрел также вопрос об идеале человека. Он доказал, что идеал человека с набором определенных черт характера и качеств личности у разных этносов различен.

К.Д. Ушинский также обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка. Именно родной язык играет большую роль в воспитании детей, в сохранении самобытности своего народа. Педагог определил родной язык как величайшего духовного наставника и педагога народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора.

К.Д. Ушинский разработал методику использования своих новаторских идей в области этнопедагогики учебно — воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.

Труды К.Д. Ушинского — новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — русский писатель и мыслитель, один из величайших писателей мира внес большой вклад в развитие детской педагогики.

Он был сторонником идеи свободного воспитания.

Л. Н. Толстой был против насилия и принуждения со стороны в процессе формирования человеком своих взглядов и убеждений.

Именно Л. Н. Толстой впервые в истории педагогики уделил большое внимание проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Он считал, что дети обладают высоким нравственным идеалом и поэтому воспитывать их бессмысленно. Тем не менее, роль взрослых должна быть направляющей в развитии детей.

Толстой Л.Н. был сторонником семейного воспитания, главное условие — здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость воспитания любви и привычки к труду.

Во второй половине 60-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой предложил создать в России собственную систему народного образования, которая должна основываться на исторических и национальных традициях русского народа и не быть слепком с западноевропейских систем, сложившихся в иных экономических и политических условиях.

Писатель писал о том, что русские традиции очень ценны и их необходимо использовать в учебно — воспитательном процессе. Л.Н. Толстой отмечал, что школа должна давать знания в народном ключе. Он подчеркивал: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Свои идеи воспитания и обучения крестьянских детей на подлинно народных основах Толстой Л. Н. воплотил в работе Яснополянской школы.

Писатель считал, что воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании. Л.Н. Толстой является создателем учебных книг «Азбука», «Книга для чтения».

В советское время известным педагогом был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888–1939гг.) –педагог-новатор, один из создателей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения.

А.С. Макаренко организовывал и возглавлял колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей, для нравственно искалеченных детей, детей войны.

А.С. Макаренко был против заключения изоляции детей от общества. Он искал формы организации детских учреждений, которые были бы гуманны и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. Основной принцип А.С. Макаренко: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.

А. С. Макаренко ценил, всегда видел перспективные возможности своих воспитанников.

А.С. Макаренко считал, что никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — советский политический деятель, педагог и организатор образования, активно участвовала в строительство советской школы и в разработке советской педагогической теории. Основа практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской – коммунистическая, ленинская программа воспитания нового человека.

В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала активное участие в работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений.

Она выступала против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях.

Основная цель педагогических трудов Н. К. Крупской — с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Он занимался изучением и дальнейшим развитием идей классиков педагогики о родном языке. Родное слово – значимая основа воспитания подрастающего поколения.

Тема фольклора и устного народного творчества в работах В.А. Сухомлинского проходит «красной нитью». Основываясь на богатстве народной педагогики, писатель создал различные и самобытные формы работы с детьми.

Основываясь на народной педагогике В.А Сухомлинский в советском обществе обеспечил эффективность воспитательной системы.

Система воспитания В.А Сухомлинского была разработана без присущих тому времени оценок и наказаний. Его воспитание ориентировалось на высокую нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования, анализировавшие деятельность школы с опорой на воспитание трудом и коллективом, красотой и природой, двигали образовательную систему из рутины вперед.

Геннадий Никандрович Волков (1927 — 2010) педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель и публицист, возродивший в нашей стране этнопедагогику. Одним из первых в СССР написал специальный учебник по этнопедагогике. Г. Н. Волков в своем уникальном учебнике, а по сути, научном исследовании, предложил систематизированную структурную основу для воспитания современного школьника с учётом народных традиций, национальной культуры и реальных потребностей общества.

Именно академиком Г.Н. Волковым в 1970-х гг.. в советскую педагогику был введен термин «этнопедагогика». Его работы: «Чувашская народная педагогика» (1958 г.) и «Этнопедагогика» (1974 г.) сыграли большую роль в формировании этнопедагогики как науки. С этого периода она рассматривается как самостоятельная отрасль научно-педагогического знания.

Г. Н. Волков разграничивал понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». В понимании академика этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки, а народная педагогика –это опыт по воспитанию детей с учетом национального характера, накопленный народом.

После распада СССР коренные народы бывших союзных республик перешли на обучение на родных языка. Началось активное изучение традиционной этнической культуры коренных народов бывших союзных республик. Все это уменьшило удельный вес русской народной культуры в целом. Появляется большое количество исследований по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов.

Современная этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием условий его проживания. Написано множество книг и диссертаций с использованием великого богатства народной педагогики для разработки методов и средств работы с детьми.

Так, Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. в учебном пособии «Этнопедагогика» предлагают, основываясь на трудах Бромлея Ю.В., Богатырева П.Г., Волкова Г.Н., Гумилева Л.Н. и многих других ученых и педагогов, рассмотреть предмет, цели и задачи этнопедагогики, проблемы сохранения человека и этноса в контексте современных социальных процессов, а также взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями научной педагогики. Так же в учебном пособии содержится материал об основных этапах развития этнологического знания, раскрываются особенности антропо- социо- этно- и культурогенеза, дается классификация этносов.

Ёлкин С.М. в учебном пособии предлагает подробные методические разработки по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология». Особое внимание уделено системе самостоятельной работы по данному курсу, разработаны проблемные вопросы и вопросы для обсуждения на различные темы этнопедагогики и этнопсихологии.

В учебнике Кукушина В.С., Столяренко Л.Д. «Этнопедагогика и этнопсихология» изложены основы этнопедагогики и этнопсихологии, дана сравнительная характеристика практик воспитания детей в различных конфессиональных традициях.

Палаткина Г.В. в учебном пособии «Этнопедагогика» рассматривает взгляды различных этносов на проблемы воспитания, формирования и развития детей. В пособии так же представлен всесторонний анализ различных подходов к реализации в образовательном процессе богатого этнического опыта воспитания подрастающего поколения.

Харитонова Ф.П. в учебном пособии «Этнопедагогика» дает определение этнопедагогики и ее связи с другими науками, рассматривает методологические основы и методы этнопедагогики, формы функционирования этнопедагогики в современной полиэтнической среде, воспитание личности в этнопедагогическом процессе.

Гаранина Н.К. в диссертации на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства» пишет о том, что одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь — народная игрушка. В свою очередь, народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру.

Любимова Л. В. в диссертационной работе на тему: «Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников» говорит о том, что одним из средств гражданского воспитания дошкольников является народная культура, выполняющая доминирующую функцию в историческом развитии человечества, составляющая содержательную основу процесса становления гражданственности, поскольку она: синкретична по своей сути, представляет конгломерат материальных и духовных ценностей, позволяет комплексно решать задачи личностного развития, оказывает универсальное влияние на становление личностных качеств.

Диссертация Забельской Т.В. посвящена теме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры. На основании психолого-педагогических исследований рассмотрен вопрос о важности народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Доказана эффективность воспитательных средств этнической культуры русского народа, которая определяется их нравственным содержанием, социально — психологическими особенностями, влиянием на чувственный мир ребенка.

Исследования Овсянниковой Н.П., описанные в диссертационной работе на тему «Воспитание интереса к народной культуре у детей младшего школьного возраста средствами дополнительного образования», помогли установить, что основными показателями эффективности процесса воспитания интереса младшего школьника к народной культуре явились: субъектная позиция ребенка, восприятие народной культуры как ценностно-смыслового ориентира в личностном саморазвитии, желание и умение детей участвовать в творческой деятельности, ориентированной на народную культуру. Основной характеристикой системы воспитания интереса к народной культуре является: опора на семью, с использованием возможностей социума, повышение педагогической грамотности и культуры родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых, включение в этот процесс школы, учреждения дополнительного образования, детских общественных организаций, использование национальных традиций народов.

Лашкова Л.Л. в диссертационной работе на тему: «Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики» подчеркивает, что необходимый уровень сформированности культуры речи старших дошкольников обеспечивается путем внедрения технологии воспитания культуры речи, ориентированной на использование средств народной педагогики.

Лукьяненко В.Л. в диссертации на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности на материале сказок», отмечает, что социальные, культурные, нравственные, художественно-эстетические ценности, представленные в сказках, актуализируют её как педагогическое средство приобщения детей к народной культуре. Понимание сказки не только как увеселительного произведения, но и как результата творчества многих поколений, способного пробудить творческий потенциал дошкольника и заложить интерес к дальнейшему познанию народной культуры, определило эффективность экспериментальной модели педагогического процесса, направленной на приобщение детей к её ценностям в художественно-творческой деятельности.

Результаты педагогического эксперимента, описанные в диссертационной работе Борониной Е.Г. «Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста», позволяют сделать вывод об интенсивной положительной динамике показателей приобщения детей к традиционной народной культуре в процессе их ознакомления с народной музыкой. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, характере и содержании музыкально-фольклорной деятельности, представлениях детей о музыкальном фольклоре, их знаниях о народных традициях. Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к традиционной народной культуре. Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность. Особенностью ознакомления детей с музыкальным фольклором является обращение к его подлинным формам.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном материале можно сделать вывод, что научно-педагогические исследования российских ученых дореволюционной России в области традиционной педагогической культуры и построения системы народного образования на подлинно народных началах значительно способствовали развитию этнопедагогического знания.

После свержения монархии в России в феврале 1917 г. этнический принцип был положен в основу внутригосударственного деления.

Новый этап национальной политики в нашей стране начался с принятия в 1936 г. Конституции СССР. Русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.

В России на рубеже XX—XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики особое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой. 

Потенциал этнопедагогики очень велик. Анализ содержания работ этнопсихологического и этнопедагогического направления показал, что использование опыта традиций народной педагогики способствует успешной этнической социализации современных детей.

 

×
×