«Каждому возрасту — своя сказка»

Автор: Большанова Мария Амбарцумовна

«Каждому возрасту — своя сказка»

Автор статьи: Большанова Мария Амбарцумовна

Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги.

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

 

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Сказки народов мира: «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; А. Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…», «[…яблоко] Оно соку спелого полно…»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Толстой «Была у Насти кукла…», «Пошла Катя поутру…», «Деду скучно было…», «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «У Миши были сани…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Васька», «Два коз­лика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чуд­ная картина…», «Ласточки пропали…», «Кот поет, глаза прищуря…»; С. Черный «На коньках».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Откуда», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки…», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели…», «Мы пускаем пузыри»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы…», «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н. Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке…», «Голуби»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убе­жит…»; Д.Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В.Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуков­ский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики сме­ются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.); Д. Биссет «Га-га-га» (англ.); А. Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубин «Очки» (чеш.); У.Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); JI. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф.Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.); Ногути Удзе «Ку­кушка» (яп.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.).

Рекомендуемые сказки для детей 4-5 лет

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимо­вье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Сказки народов мира: «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.), «У солнышка в гостях» (словац.), «Хвастливый заяц» (узб.).

Произведения русской классической литературы

К.Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик», «Птичка»; А.Кольцов «Дуют ветры буйные»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик», «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток…», «Ель рас­тет перед дворцом…»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Тол­стой «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «Нашли дети ежа…», «Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город», «Была зима…», «У бабки была внучка…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…», «Чудная картина…», «Ласточки пропа­ли…»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Елка наряжается»; 3. Александрова «Ветер на речке», «Мой мишка», «Одуванчик»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Машенька», «Уехали»; Е. Благинина «Аленуш­ка», «С добрым утром», «Сорока-белобока», «Дождик», «Вот какая мама»; В. Берестов «Кошкин щенок», «Мишка, мишка, лежебока», «Снегопад», «Больная кукла»; Б.Житков «Кружечка под елочкой»; М. Зощенко «Глупая история»; В. Инбер «Сороконожки»; Л. Квитко «В гости», «Лошадка»; М. Клокова «Воробей с березы…»; А. Кушнер «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Детки в клетке», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мы­шонке», «Ванька-встанька»; И. Мезнин «Черное и серое», «Простое слово»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки»; К). Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «По грибы»; Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень странная история», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог»; Г. Цыферов «Самолетик»; Е. Чарушин «Рассказы из сборников „Поче­му Тюпа птиц не ловит», „Как Томка научился плавать», „Что за зверь», „Волчишко»», «Никита-охотник», «Про Томку»; К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Закаляка», «Ежики смеются», «Елка», «Кра­деное солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Свинки», «Тарака- нище», «Федорино горе», «Цыпленок», «Чудо-дерево»; П. Воронько «Я носила воду», «Обновки» (пер. с укр.); Ф. Грубин «Горка», «Ро­машки» (пер. с чеш.); С. Капутикян «Маша обедает»; Я. Колас «Цве­ток» (пер. с белор.); Э. Маркуш «Купание вороненка» (пер. с венг.); Уолтер де ля Мер «Кря!», «Перышки в подушке» (пер. с англ.); Я. Райнис «Наперегонки» (пер. с латыш.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.); В.Хорол «

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

мягкая коррекция поведения;

устранение страхов, фобий, неврозов;

проживание отрицательных эмоций;

воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;

ненавязчивое обучение и развитие;

накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.

×
×